Газета,
которая объединяет

Обрести лицо

На минувшей неделе правительство России опубликовало два любопытных перечня. Первый – из творческих коллективов, которые могут претендовать в ближайшие три года на государственную поддержку. А второй – из пилотных инновационных территориальных кластеров, получающих масштабные субсидии из федерального бюджета на развитие. Ни в одном из них Воронежской области нет.

Возьмем культуру: большей частью там, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Но есть и Екатеринбург, и Казань, и Нижний Новгород, и Ростов-на-Дону, и Саратов. Но нет там ни нашего театра им.Кольцова, нет оперного или Камерного, нет народного хора. Аналогично с инновационными кластерами. Там ведь не только Зеленоград или Дубна. В перечне Калужская область, которая получит масштабные федеральные средства на развитие фармацевтики и биомедицины. Там и Ульяновская область, и Томск, и Самара, кстати, с аэрокосмическим кластером. А мы, несмотря на ВАСО, КБХА и механический завод, до него недотянули. Несмотря на несколько десятков вузов, тысячи докторов наук и бесконечную риторику об инновациях...

Конечно, ничего катастрофического в ситуации нет. Есть повод задуматься над тем, что нашей области уже давно пора переходить от антикризисной стратегии к выстраиванию некой собственной уникальной специализации на фоне остальных регионов, к формированию воронежского «лица» – будь то экономика, культура, спорт или иные инновации.

Да, еще недавно мы тотально отставали практически от всех своих соседей. И последние три-четыре года позволили нам очень многое наверстать. Мы стали эдаким «крепким середнячком» среди субъектов Федерации, когда вроде бы все и не плохо, но и по-настоящему похвастать тоже нечем. Рядом с нами хватает таких же, как мы – Курская, Тамбовская, Орловская, Брянская области. Но пришло время ориентироваться не на них. В стратегии развития необходимо отталкиваться от иных примеров – как, скажем, Белгородский или Липецкий регионы. Пора поднимать планку еще выше и пытаться стать лучшими, не довольствуясь тем, что мы «давно уже не худшие».

Да, был период, когда казалось, что нашим новым «лицом» станет наука. Но история с открытием федерального университета оказалась настолько долгой и томительной, что стало ясно: даже если он появится, то стабильных, многомиллиардных вливаний из федерального бюджета это может и не означать.

Остается вариант с АПК, и конкретно – с КРС. Но тут изначально несколько иная ситуация. Даже если мы сумеем преодолеть сложности адаптации импортируемых животных, снова увеличим темпы роста поголовья и производства говядины – это станет лишь удачным долгосрочным инвестированием в животноводство, но не прорывом, так сказать, высшего порядка.

В чем же нам найти свое «лицо»? Культура? Вряд ли. Мы пока лишь осваиваем стадию эффективного «импортирования» чужого продукта. Яркий пример – Платоновский фестиваль. Мы учимся привозить звезд, а необходима система их «выращивания», дополненная системой мер, стимулирующих таланты оставаться здесь, а не переезжать в столицу.

Возьмем спорт. Да, у нас есть Комова, есть Саутин, в конце концов, возводятся новые спортивные дворцы, комплексы, футбольные поля. Но пока наша область – далеко не «кузница чемпионов». Сегодня громкие имена скорее исключение, чем правило для воронежского спорта.

Поэтому в подобных обстоятельствах я бы предложил, во-первых, вспомнить то, о чем трубят политики в период своих предвыборных кампаний – географическом положении региона. Но не в преломлении абстрактных «логистических потоков», а лишь в одном, но самом важном. Нами еще окончательно не упущен шанс – построить под Воронежем настоящий современный международный аэропорт, который стал бы реальным дублером Москвы для всех типов лайнеров. Подобный объект сам по себе потребовал бы инвестиций не меньше, чем НВАЭС-2, и стал бы мощным импульсом для развития гостиничного бизнеса в принципиально новых масштабах.

И второе предложение вытекает из логики наших реалий. Воронеж уже стал центром торговли и развлечений в ЦЧР. Так давайте не будем мудрить и придадим этому нормальную форму и объемы. Нам нужны настоящие парки развлечений, сопряженные с торговыми зонами. Масштабные, с удобными подъездными путями и парковками, вынесенные за город. То есть как в «Граде», но со смещением акцентов: от товаров – в сторону индустрии развлечений.

Соединив международный аэропорт с подобными вложениями, мы обеспечили бы абсолютно новый и крайне перспективный вектор развития региона. И не надо пугаться, что из промышленной столицы ЦЧР мы «деградируем» до «Лас-Вегаса» российского пошиба. Это будет не деградация, а диверсификация, которая к тому же обозначит на десятилетия вперед вектор экономического и социального развития.