Газета,
которая объединяет

Живи, живое!

Воронежские общественники обсудили методы противостояния живодерству
Рубрика: Социум№ 17 (1588) от
Автор: Сергей Попов

В областной научной библиотеке имени Никитина состоялся круглый стол на тему «Жестокое отношение к животным как причина развития субкультуры садизма». Инициаторами мероприятия выступили областная научная библиотека и региональный общественный фонд помощи бездомным животным «Право на жизнь». В работе круглого стола приняли участие зоозащитники, психологи и представители правоохранительных структур.

Необходимость разобраться в ситуации назрела давно. Буквально ежедневно, утверждают зоозащитники, в нашем городе подвергают мучениям и бездомных, и диких, и даже домашних животных. Регулярно и целенаправленно происходят массовые отстрелы и отравления собак и кошек. Однако до сих пор преступникам удается избежать наказаний за свои деяния: живодеров попросту никто не останавливает. Вместе с участниками круглого стола корреспондент «Берега» проанализировал суть явления.

Сектанты-убийцы

Еще год назад организации  по защите животных говорили о том, что на территории города, вероятно, формируется субкультура садизма. Поводом стала информация от участкового о том, что в одном из пригородов Воронежа нашли очень много трупов истерзанных животных. Их сжигали и прибивали к деревьям. Довольно быстро удалось установить связь этих нечеловеческих деяний с сектантством: кошек и собак приносили в жертву.

Сейчас можно уверенно констатировать: субкультура садизма сформирована и активно развивается. Несмотря на то, что она противозаконна: впервые нормы о жестоком обращении с животными были включены в российское (советское) законодательство в 1988 году. Тогда две соответствующие статьи внесли в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях.

Сегодня нормы обращения с животными регламентируются 245-й статьей УК РФ. Можно долго спорить о правильности формулировок и полноте признаков тех или иных деяний, но главное – статья есть. И помещена она в главу, посвященную преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка. То есть даже если абстрагироваться от норм гуманности и нравственности, стоит принять во внимание, что изуверские действия над животными угрожают жизни и здоровью людей.

Положение о жестоком обращении с животными содержится и в Гражданском кодексе РФ. Правда, в правоприменительной практике оно используется совсем уж редко. В нем животное рассматривается как имущество, причем неважно, имеет ли оно в каждый конкретный момент хозяина. Бездомных кошек и собак де-юре не бывает: бывают лишь те, у кого временно нет собственника. Любое обращение с животным, противоречащее принципам гуманности, не допускается.

Обширная база

В нашей области, равно как и еще в двух десятках субъектов РФ, принят закон «Об административных правонарушениях», который также содержит положение о жестоком обращении с животными. Статьи №№49 и 50 регламентируют отношения человека с четвероногими друзьями. Однако именно эти статьи относятся к компетенции мировых судей, и на территории области, увы, пока не действуют. Но живодерам расслабляться не стоит…

Впрочем, как обойти закон, преступники знают прекрасно: они «прикрываются» неоднозначностью формулировок. Какое существо считать животным, а какое нет? И что означает «жестокое обращение с животными»? Тут правозащитники ссылаются на наднациональные акты: в старой доброй Европе, в отличие от нас, почему-то нашли время и желание заняться документальным регулированием вопроса (создав Европейскую конвенцию о защите домашних животных).

На пространстве СНГ (то бишь и на нашей территории) действует специальный закон, дающий четкое определение понятий «безнадзорное животное», «жестокое обращение с животным» (побои, истязания, разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных норм, выбрасывание животного, оставление без пищи и воды, в неблагоприятных температурных условиях, а также иные действия или бездействия, повлекшие увечья, травмы, истощение или гибель животного). Здесь же ясно определены термины «содержание животных» (разведение, использование, оказание ветеринарной помощи и т.д.), «приют для животных», «пункт временного содержания животных». Вот такая обширная законодательная база. А что на практике?

Политики-живодеры

Собравшиеся вспомнили резонансный случай, произошедший с собакой в Тамбовской области. Животное выбросили хозяева, и псина прибилась к местному магазину. Была ничуть не агрессивна и, в общем-то, никому зла не делала. На нее, тем не менее, поступила какая-то жалоба, и глава местного самоуправления (!) быстро решил вопрос. Он привязал собаку к своей машине и протащил ее энное количество километров. Животное, конечно же, после такого зверства спасти не смогли.

Под давлением общественности глава местного самоуправления лишился должности, против него было возбуждено уголовное дело. В этой связи интересна реакция наших органов самоуправления. Зоозащитники утверждают, что есть такие главы муниципальных образований в Воронежской области, которые считают этот случай вопиющим, но не с точки зрения жестокого обращения с живым существом. Их возмущает, что чиновника уволили из-за ерунды. Они же позволяют себе и стрелять, и травить собак, хотя и то, и другое является прямым нарушением действующего законодательства.

Заострим внимание на том, что официальных отловов и отстрелов быть не должно: они незаконны. Год назад прокуратура Воронежской области вынесла предписание администрации городского округа город Воронеж о запрете официальных отстрелов. Это не полномочия муниципалитета, просто-напросто. Соответственно, использование финансовых ресурсов на такие «нужды» является нецелевым…

Муки на выставке

В столице Черноземья новая жуткая мода: почему-то очень часто стали замуровывать кошек в подвалах. Люди, к счастью, нередко реагируют на подобные ситуации: звонят в МЧС или вызволяют бедолаг самостоятельно. По-прежнему в ходу и иные издевательства над животными. На круглом столе, к примеру, демонстрировали кадры, на которых человек, насильно разжимая пасть котенку, вливает животному в горло водку.

Не все благополучно и на всевозможных выставках. Зооактивисты рассказали, что в ноябре прошлого года столкнулись с массовым нарушением содержания животных на передвижной выставке в торговом центре «Максимир». Четвероногих и хвостатых даже не поили водой, потому что организаторам, по их признанию, тяжело было таскать воду в подвал… Документы, свидетельствующие о соблюдении санитарных правил, отсутствовали. Сейчас дело находится на рассмотрении и в прокуратуре, и в суде.

Особое внимание на собрании уделили проблеме догхантинга на территории нашей области. Это движение давно уже является настоящей субкультурой. Все признаки налицо: наличие идеологии (изверги свято уверены, что они – «санитары леса»), численность (только зарегистрированных пользователей специального живодерского сайта на сегодня – 1100 человек) и отлаженная организация. По сети планируются мероприятия, рассылается информация о местах массового скопления собак. Кроме того, эти граждане консультируют друг друга насчет того, как уйти от ответственности.

Нужна экополиция

Методы работы отравителей элементарны. Мясопродукты начиняются ядовитым веществом, концентрация которого в 30(!) раз выше смертельной дозы – создается «вкусняшка». Затем такие «вкусняшки» скармливаются собакам, причем – не обязательно бесхозным. В нашем городе неоднократно травили собак массово – в частном приюте Юрия Шамарина. И продолжают это делать. Идет настоящая война.

Животное погибает быстро и мучительно. А яд (напомним, тридцатикратно превышающий смертельную дозу) – остается. Могут пострадать дети (из-за маленького, соизмеримого с собачьим, роста). Яд запросто приносят с улицы в квартиры домашние животные – на лапах. Труп погибшего, к слову, тоже источник яда.

Бороться с нелюдями, безу­словно, необходимо. Но вот незадача: должной правоприменительной практики до сих пор нет. Полиция не горит желанием ее создавать. Случай-то – не единичный: только начни – придется возиться с душегубами постоянно. Чего не хочется никому.

Представитель полиции, присутствовавший на мероприятии, озвучил убийственную статистику: непосредственно к нему за прошлый год обратились всего два (!) раза по фактам жестокого обращения с животными. В ответ на что прозвучала реплика из зала: мол, был бы смысл обращаться – это происходило бы ежедневно. А когда ничего не меняется…

Зоозащитники подали крайне необходимую обществу идею: организовать на территории области экополицию. Которая и станет предметно заниматься вопросом – постоянно. Тогда появятся прецеденты. Будут, есть надежда, назначаться тюремные сроки. И мы сможем бороться с живодерами, которым сегодня, несмотря на грубые нарушения законодательства и попрание первейших морально-нравственных норм, фактически ничего не грозит.