Газета,
которая объединяет

Кровная весть

Сократит ли отмена денежной компенсации число доноров
Рубрика: Социум№ 10 (1581) от
Автор: Галина Маркова

20 января вступил в силу закон «О донорстве крови и ее компонентов», направленный на создание «современной и эффективной системы донорства». По идее, он призван поддержать добровольную и бесплатную сдачу крови – как это делается во многих европейских странах. Однако в среде доноров данный нормативный акт вызвал неоднозначную реакцию.

Неоднократно приходилось слышать о том, что в связи с отменой денежной компенсации в России могут возникнуть проблемы с общим количеством доноров. О том, чем это может угрожать медицине, «Берегу» рассказал Алексей Бахметьев, главный врач Воронежской областной станции переливания крови.

– Алексей Васильевич, что вы думаете о запрете «платного донорства»?

– Для начала мне бы хотелось отметить, что налицо некая подмена терминов. Если обратиться к предыдущему тексту закона, то в РФ существовало две системы донорства – бесплатная и платная. И системы эти фактически не изменились. В случае с безвозмездным донорством человек получал бесплатный обед, набор продуктов или компенсацию на сумму не больше стоимости этого обеда.

Также, после 40 «кровосдач» и 60 «плазмосдач» человек получал звание почетного донора, что давало многие льготы. Например, внеочередное лечение в организациях здравоохранения, предоставление отпуска в любое удобное для донора время, первоочередное приобретение льготных путевок в санатории, а также ежегодно индексируемую выплату.

Вместе с тем в стране также существует и платное донорство, когда с человеком заключается договор, по которому он на платной основе предоставляет кровь и получает финансовую компенсацию. Такой донор не имеет права на звание почетного.

– В каких же случаях мог происходить забор крови на платной основе?

– Это редкие группы, генотипы и фенотипы. А также форс-мажорные ситуации.

– Однако, в соответствии с новым законом, денег платить не будут вовсе...

– Это не совсем верно. Просто отменили денежную компенсацию, которую «бесплатный» донор мог получить вместо обеда. Новый закон сохранил льготы и дополнительно приравнял доноров тромбоцитов к обычным донорам: теперь им нужно «всего» 40 «кровосдач» для получения почетного звания. Также за субъектом РФ осталось право изменять набор продуктов с возможностью его улучшения, ведь Россия – огромная страна и в силу климатических особенностей продуктовый рацион бывает разным. И пока не утвержден новый список продуктов, мы действуем по старому законодательству. Кроме того, внесено предложение о дополнительных льготах для доноров.

– К чему же тогда все эти нововведения?

– Они направлены в первую очередь на защиту реципиента. Ведь когда мы обследуем донора, то, по сути, проводим масштабное исследование состояния его здоровья, выявляем патологии, инфекции. Из последних некоторые сложно выявить сразу. Так, возникает риск при переливании эритроцитов и тромбоцитов, ведь срок их жизни очень невелик. Для эритроцитов он составляет 20-30 суток, а для тромбоцитов – всего лишь 5. С плазмой несколько проще: после отделения она уходит на карантин на 6 месяцев. За этот период можно выявить скрытые инфекции донора. В случае хороших показателей – плазма направляется в медицинские учреждения, где в замороженном виде может храниться до трех лет.

– А не перекроет новый закон «поток крови»?

– В связи с постепенным переходом можно сказать, что паника напрасна. Поймите: сегодня очень много бесплатных доноров. Ведь донорство – это не только почетный знак, льготы и обеды. Это прежде всего гармоничное состояние души и тела. Доноры ведут здоровый образ жизни, регулярно обследуются, в том числе и бесплатно у нас на станции.

– То есть, став донором, человек автоматически получает качественное бесплатное медицинское обследование?

– Конечно, донор должен быть здоровым. Помимо вирусов, вредоносных бактерий, мы исследуем кровь и на патогенные микроорганизмы, скрытые инфекции. Человек может быть носителем какого-либо заболевания и даже не знать об этом.