Газета,
которая объединяет

Сергей Колиух: «Темпы городского развития снижаться не будут»

Мэр областного центра – об актуальных проблемах мегаполиса и перспективах их решения
Рубрика: Политика№ 141 (1569) от
Автор: Александр Пылев

Меньше десяти дней назад стало известно о том, что в Воронеже родился миллионный житель, и мы вошли в число пятнадцати крупнейших городов России. Конечно, это не просто символическое событие, а прежде всего новый статус Воронежа, позволяющий ему претендовать на дополнительные возможности участия в федеральных программах и проектах.

Но нельзя забывать и об обратной стороне медали: выход на «миллионный» рубеж означает дополнительные требования по обеспечению комфортной среды обитания для населения города. Транспорт, экология, медицина, образование, строительство, ЖКХ – по этим и целому ряду других направлений власть должна предпринять дополнительные усилия для поступательного развития, отвечающие новым условиям.

Остановиться – значит отстать

Готов ли к этому муниципалитет? Какие выводы о темпах развития областного центра можно сделать по итогам уходящего года? Позволяют ли сформированные властью ресурсы говорить о том, что Воронеж как мегаполис справится с тем уровнем проблем, который диктует его новый статус города­миллионника? С этого начался разговор корреспондента «Берега» и главы Воронежа Сергея Колиуха.

– Проще всего, конечно, ответить: «Мы справимся», – улыбается мэр. – И мы действительно справимся. Другое дело, что это не популизм и не громкие слова. За последние несколько лет, благодаря активной позиции губернатора Алексея Васильевича Гордеева, который взял под личный контроль ситуацию с городским развитием, администрацией Воронежа совместно с правительством области был сформирован мощный потенциал. И если в начале процесса преобразований воронежцы видели в основном какие­то разовые изменения к лучшему, так сказать, точечную работу власти, то уже в прошлом году, в период подготовки к празднованию 425­летия города, всем стало очевидно: процесс носит комплексный и системный характер. Как известно, часть юбилейных планов строилась с учетом того, что работы по ним продлятся и в этом году, и даже в последующие годы. Аналогично действовали мы и в 2012­м: подхватывая прежние начинания, обозначали новые задачи и формировали задел на будущее.

– Какой-­то конкретный пример можете привести?

– Конечно. В юбилейном году в Воронеже началась реконструкция ул.Антонова­Овсеенко. Часть была сделана к 425­летию города, вторая – сдана госкомиссии 30 ноября 2012 года. И параллельно уже началась работа над проектами возведения развязок, которые соединят эту магистраль: с одной стороны – с Московским проспектом, а с другой – с ул.9 Января и Героев Сибиряков. При благоприятном стечении обстоятельств оба этих объекта мы начнем строить в следующем году.

Но мы заглядываем еще дальше в будущее и начинаем работать над проектом строительства новой дороги, которая пойдет от пересечения Антонова­Овсеенко и Московского проспекта в сторону Тимирязева, параллельно ул.Ломоносова. Она будет необходима Воронежу после того, как начнет заселяться новый микрорайон, возводимый сейчас на землях ВГАУ. Подобные решения необходимо принимать сейчас и начинать реализацию в сжатые сроки, ведь остановиться сегодня – значит отстать. Поэтому темпы городского развития снижаться не будут. Другое дело, что власть, выполняя, со своей стороны, возложенные на нее населением обязательства, вправе ожидать ответной реакции и от горожан – роста общественной активности воронежцев. Если мы хотим жить в современном городе, строить по­настоящему демократическое общество, то оставаться в стороне от развития мегаполиса населению нельзя.

– Вы случайно не об участии в субботниках говорите?

– На самом деле и это тоже важно. Многие привыкли со скептической улыбкой относиться к вопросам благоустройства города, дворовых территорий. Но с каждым годом скепсиса становится все меньше. Люди видят: власть способна и сама навести в городе порядок. Но жители хотят участвовать в процессе обновления Воронежа, ощущать сопричастность к тем преобразованиям, которые в нем происходят.

Однако рост общественной активности далеко не только в этом. В адрес администрации приходят сотни по­настоящему конструктивных предложений, связанных буквально со всеми сферами жизнедеятельности города. Скажем, общественная организация «Наше общее дело» активно участвует в оценке качества работ по реконструкции городских улиц, внутридворовых территорий. Со своей стороны мы реагируем на все поступающие замечания в обязательном порядке. Многие из предложений берем на вооружение. И развитие этого двустороннего процесса я бы отнес к важным итогам уходящего года. То, что от позиции сторонних наблюдателей все большее число воронежцев переходит к активным, созидательным действиям, намного значимее любых, самых крупных строительных объектов.

Здесь большую роль играет проводимая на всех уровнях муниципалитета претензионная работа. Люди видят, насколько жестко мы спрашиваем с подрядчиков на объектах, где ремонт ведется за бюджетный счет. Отлажено взаимодействие с горожанами в рамках работы с обращениями. Мы контролируем ход исполнения каждой жалобы, начиная от неубранной контейнерной площадки, заканчивая проблемами с отоплением в сильные морозы, помогаем воронежцам решать эти проблемы. И они сами начинают отстаивать свои права, как и мы, они понимают: к каждому дому чиновника не приставишь. И наша задача все чаще сводится к консультированию и обучению. С этим прекрасно справляется созданный при администрации города общественный совет по вопросам развития ЖКХ, где организованы специальные занятия.

Воронеж растет. В новый год мы входим с населением более миллиона человек. И когда не только старшее поколение, но и молодежь занимает все более активную гражданскую позицию, мы можем уверенно говорить о том, что с каждым новым жителем увеличивается не только население Воронежа, а еще – и его потенциал. А значит – нам по силам выполнить любые, самые грандиозные планы.

Очередь сокращается

– Кстати, о планах. За последнее время вы неоднократно заявляли, что к 2016 году в Воронеже очередь в детские сады будет ликвидирована. Это вы так «отрапортовали» в связи с поставленной президентом задачей или действительно есть предпосылки?

– Сроки ликвидации в Воронеже очереди в дошкольные учреждения правительство области и администрация города обозначили раньше, чем в мае появился соответствующий указ Президента. Поэтому мы не «рапортуем», а целенаправленно решаем существующую проблему. И все основания говорить о том, что это удастся сделать за ближайшие три года, у нас есть.

Смотрите, как сегодня складывается ситуация. В Воронеже работает 163 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения, 14 – ведомственных и частных, и еще семь городских школ имеют в структуре группы для детей дошкольного возраста. Все вместе они рассчитаны на 34097 мест. По нашим данным, в 2012 году количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые могли бы посещать дошкольные учреждения, но не делают этого из­за отсутствия мест, составляет менее 2000 человек. Эта цифра, между прочим, сократилась по сравнению с 2008 годом в три раза!

Как нам полностью ликвидировать очередь? Есть три основных направления в решении этой задачи. Первое – возврат к первоначальному использованию бывших детских садов и проведение в них капитального ремонта. Второе – строительство новых дошкольных учреждений. Третье – развитие альтернативных форм дошкольного образования, то есть частных детских садов, групп кратковременного пребывания и формирование дошкольных групп при школах.

Работа по всем этим направлениям ведется нами не первый год. Хорошим заделом для решения проблемы стала реализация муниципальной целевой программы «Развитие дошкольного образования Воронежа на 2010­2014 годы». В ее рамках в 2011 году введено в эксплуатацию 755 дополнительных мест. В 2012 году – еще 1031. В их создание за два года бюджет города вложил почти 420 млн руб. И объемы выделяемых на решение проблемы средств мы снижать не намерены.

Кроме того, когда губернатор Алексей Гордеев встречался с председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, они обсудили сложившуюся в Воронеже ситуацию с дефицитом мест в детских садах. В результате глава области заручился поддержкой премьера по вопросу оказания федерацией дополнительной помощи региону. Благодаря ей и собственным резервам мы планируем создать в 2013 году 750 дополнительных мест в дошкольных учреждениях, в 2014 году – 1005 и в 2015 году – 520. То есть всего к концу 2015 года – 2275 дополнительных мест. А это позволит нам полностью ликвидировать очередь из детей от 3 до 7 лет.

Как пробить пробку

– Рост населения неизбежно связан с увеличением числа машин на наших улицах. Как результат, все более масштабные пробки в часы пик. Поговаривают, что такими темпами мы скоро и Москву догоним.

– Ну, столичные «антирекорды» нам не грозят. Путь от центра столицы до ее окраины вечером может занять у автомобилистов два, а то и три часа. Другое дело, что мы не должны в этом вопросе с кем­то равняться. Главный критерий для действий городской власти – уровень комфортности, созданный для воронежцев. К сожалению, что касается наших улиц, то тут он пока оставляет желать лучшего.

Но надо понимать: мэрия не может просто взять и принять какое­то одно, «волшебное» решение, после которого на магистралях станет свободно. Проблема копилась десятилетиями. Ежегодное увеличение количества автомобилей на фоне практически не развивающейся улично­дорожной сети привело к снижению пропускной способности большинства магистралей города. При этом надо иметь в виду: существующая в Воронеже сеть формировалась по законам другой эпохи и для ее изменения необходимо не только время, но и значительные инвестиции.

По оценкам экспертов, для полного решения проблемы пробок требуется увеличить пропускную способность улично­дорожной сети Воронежа как минимум в три раза, а количество парковок – более чем в 20 раз! Попытайтесь хотя бы представить себе: как можно провести подобные преобразования? Ладно парковки: теоретически место для них найти можно, например, за счет сужения тротуаров. Но как быть с троекратным увеличением пропускной способности?! Даже если на каждом перекрестке построить многоуровневую развязку, такой эффект достигнуть не получится. А расширить проезжую часть мы не можем: дома ведь не «подвинешь»!

Так что для решения проблемы необходимо опираться, прежде всего, на научную, досконально проработанную комплексную транспортную схему города. В ней, чтобы иметь точное представление об интенсивности транспортных потоков, должны быть учтены все виды городского транспорта. В этих целях по заказу администрации ООО «Научно­исследовательский институт автомобильного транспорта» и разработал Комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД) в Воронеже.

КСОДД предусматривает по­этапное развитие дорожно­транспортной инфраструктуры, начиная от проведения локальных мероприятий по организации движения (скажем, расширение проезжей части) и заканчивая масштабным дорожно­мостовым строительством.

Год за годом параллельно с разработкой КСОДД, основываясь на предложениях специалистов, мы принимали ряд мер, которые позволили в определенной мере снять остроту проблемы пробок. По крайней мере, избежать транспортного коллапса в часы пик. Скажем, на ряде улиц демонтированы трамвайные пути с последующим обустройством дорожного покрытия. В этом году были удалены рельсы и со всех перекрестков города. Ведется новое дорожное строительство. Набережная Массалитинова помогла разгрузить от транспорта проспект Революции и Фр.Энгельса. Проезд с улицы Ленина по бывшим трамвайным путям на ул.Вавилова и Полевой с выездом на Транспортную – миновать перегруженный перекресток у «Работницы». Про Антонова­Овсеенко мы уже говорили. Также в этом году реконструированы улицы Краснознаменная и Плехановская. На последней сделаны дополнительные карманы, тем самым увеличено число парковочных мест. Завершается реконструкция улицы Донской. С введением ее в эксплуатацию планируется запустить одностороннее движение от Ясного проезда до улицы Хользунова: по Солнечной – в сторону Северного микрорайона и по Донской – в сторону центра.

Кроме двух развязок на пересечении ул.Антонова­Овсеенко, прорабатывается проект Остужевской развязки. Более того, город уже располагает проектами, утвержденными госэкспертизой, на реконструкцию и расширение улиц Ломоносова и Шишкова.

В следующем году будут демонтированы рельсы с улицы Беговой, с последующим введением там двустороннего движения. Снимем рельсы и на Краснознаменной. Кроме того, есть планы по обустройству там велосипедных дорожек.

В общем, цели обозначены грандиозные. За последние десятилетия ничего подобного в Воронеже не строилось. И тут надо четко понимать, что столь масштабные планы формируются благодаря непосредственному участию в процессе развития города губернатора Алексея Гордеева. Он уделяет этой теме особое внимание и активно способствует целевому выделению средств на городские проекты из регионального и федерального бюджетов.

Дойти до каждого двора

– Дороги, конечно, ремонтируются – это все видят, да и ощущают на собственных авто. А вот с дворовыми территориями процесс движется явно медленнее.

– Тема действительно актуальная для Воронежа. Но не надо забывать, что дворы и все их оборудование – лавочки, детские площадки и т.д. – отнесены федеральными нормами к общедомовому имуществу. Соответственно, они являются зоной ответственности собственников и управляющих компаний. Но муниципалитет и региональная власть не оставляют горожан один на один с проблемой неблагоустроенности дворов. В частности, в городе реализованы мероприятия в рамках программы «Благоустройство дворовых территорий Воронежской области на 2009­2011 годы». На них ушло порядка 100 млн руб. из областного и муниципального бюджетов. В результате освоения этих средств благоустроено 200 дворовых территорий.

В этом году в рамках реализации новой целевой программы «Благоустройство дворовых территорий Воронежской области на 2012­2014 годы» выполнено комплексное благоустройство 24 дворов, потрачено почти 25 млн руб. А на 2013 год планируется увеличить объем средств, выделяемых из всех источников на благоустройство и асфальтировку дворов и проездов, до 180 млн руб.

Весь этот процесс находился и находится под самым жестким контролем. И не только лично моим – за год я побывал практически в каждом таком дворе, а в некоторых и не один раз, – но и сотрудников профильных подразделений мэрии, а самое главное, общественности. К участию в выездных совещаниях, в работе комиссии по приемке работ мы привлекаем организацию «Наше общее дело», председателей Советов жилых домов, всех неравнодушных собственников.

Конечно, мы понимаем, что пока пришли с благоустройством только в небольшую часть воронежских дворов. Поэтому обязательно продолжим эту работу и в следующем году. Очень рассчитываем на содействие жителей при планировании и проведении благоустройства. И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить тех воронежцев, которые по собственной инициативе приводили свои дворы в порядок, высаживали клумбы и палисадники, оборудовали спортивные и детские площадки. Создавали места для парковки машин.

Капремонт домов остановлен не будет

– Люди ждут активной помощи власти и в вопросах капитального ремонта многоквартирных домов. Соответствующая программа в рамках 185­го ФЗ действовала на территории Воронежа несколько лет. Что за эти годы удалось сделать?

– В Воронеже много жилых зданий, которые возводились в 50­70 годы прошлого столетия, и сегодня их состояние явно неудовлетворительное. По нашим оценкам, на 2008 год таких домов в Воронеже было около 1200. Поэтому мы предприняли все необходимые меры, чтобы стать участниками государственной программы, которая определена Федеральным законом №185­ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно­коммунального хозяйства». За пять лет в ее рамках освоено порядка 2,2 млрд руб. В том числе 1,78 млрд руб. из Фонда содействия реформированию ЖКХ, 223,1 млн руб. – из бюджета области и 118,7 млн руб. – из бюджета города. На эти средства капитально отремонтировано 685 многоквартирных домов, то есть более половины от числа остро нуждавшихся в ремонте.

На начальном этапе основной проблемой было недоверие людей. Фактически их приходилось «затаскивать» в программу силком. Люди не верили властям, не хотели вкладывать свои 5% средств в софинансирование, тратить время на проведение общих собраний, на подготовку документов. Сталкивались мы и с проблемами недобросовестных подрядчиков, результатом действий которых становились срывы сроков производства работ и их низкое качество. Отсюда жалобы жителей на недоделки, нарушения теплоизоляции, несоответствующие коммуникации, строительный мусор и пр. Мы оперативно принимали жесткие меры, чтобы добиться устранения выявленных нарушений силами подрядных организаций и за их счет по гарантийным обязательствам.

В результате недоверие воронежцев удалось преодолеть. Более того, у жителей развилась инициативность, появилось чувство собственника. Люди не только поняли необходимость участия в программе, но и стали вместе с нами контролировать ход работ, спрашивать с исполнителей за качество их проведения.

– Как вы планируете решать эту проблему в дальнейшем, с учетом того, что действие 185-­го ФЗ с 1 января заканчивается?

– Государственной Думой уже во втором чтении принят законопроект о продлении реализации ФЗ­185 на 2013­15 годы. Тема последующего выделения денежных средств из Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов бурно обсуждается на всех уровнях власти, поэтому надеемся на продолжение работы с Фондом.

Вместе с этим внесены изменения в условия предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. В частности, прописано обязательное софинансирование собственниками помещений в размере не менее 15% от общего объема выделенных средств, вместо ранее установленных 5%. Нагрузка по финансированию на жителей возрастет, но это все же реальный шанс привести в порядок свой дом.

Нами уже составлен перечень из более чем 150 многоквартирных домов на проведение первоочередного капитального ремонта. Все дома, претендующие на включение в программу, пройдут комиссионный отбор в установленном порядке. Сейчас уже сформирован и размещен на официальном сайте администрации список из 69 домов, по которым собран весь пакет документов. Их можно включать в программу хоть сейчас, остальные пока прорабатываются в районных управах с собственниками и обслуживающими организациями. Значит, перечень будет постепенно пополняться.

Понятно, что пока мы не можем сказать, сколько домов удастся включить в программу на следующий год – не доведены лимиты финансовых средств из Фонда. Но мы готовы начать свою часть работы сразу после того, как будет принято соответствующее решение на федеральном уровне.

– А как быть с теми домами, которым ремонт уже не поможет и которые необходимо расселять?

– Начиная с 2008 года переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках все того же Федерального закона №185­ФЗ. Кроме того, на территории Воронежа реализовывалось семь региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилья. В них включено 80 аварийных многоквартирных домов, а это – 977 жилых помещений, в которых проживали 2620 человек. На сегодняшний день в результате исполнения программ полностью расселен 71 дом и 2421 человек уже справили новоселье. Мы отдаем себе отчет в том, что часть воронежцев продолжает жить в условиях, которые нормальными назвать тяжело. А это и молодые семьи, которым надо думать о потомстве, и дети, и старики. Поэтому, опираясь на содействие регионального правительства и федерального центра, будем настойчиво и целенаправленно решать проблему расселения воронежцев из ветхого и аварийного жилья.

Здравоохранение передаем с чистой совестью

– С 1 января 2013 года городская медицина переходит под эгиду региональной исполнительной власти. Можно подвести определенные итоги работы этой важнейшей социальной отрасли в рамках муниципалитета. Вы ими удовлетворены?

– Власть вообще не имеет права быть удовлетворенной, потому что идеальной ситуация не бывает ни в чем и никогда. Тем более опасно, если самоуспокоение связано с такой сферой, как медицина, от которой напрямую зависят жизни и здоровье граждан. Но я удовлетворен теми темпами, которыми в последние годы шла модернизация здравоохранения – ремонт зданий и помещений, обновление оборудования, рост зарплаты медицинских работников и т.д. Все это – результат повышенного внимания государства и муниципалитета. Не случайно консолидированный бюджет здравоохранения Воронежа за четыре года вырос почти в 2 раза – с 3,2 млрд до 6 млрд 74 млн. Благодаря этим средствам нам удалось повысить качество и доступность медицинской помощи, добиться общего снижения заболеваемости населения, увидеть первые положительные сдвиги в демографической ситуации.

А то, что с 1 января городская медицина переходит под эгиду региональной власти, я считаю правильным решением. Оно позволит существенно повысить бюджетное обеспечение отрасли и, соответственно, качество оказываемых услуг населению. Могу сказать, что мы с чистой совестью передаем свои полномочия в этой сфере правительству области: крупнейшие лечебные заведения за последние годы приведены в порядок и построены новые, приобретено современное оборудование, позволяющее оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь. Мы заложили прочную основу для решения существующих проблем отрасли.

Реконструкция «Динамо» начнется в следующем году

– В свое время первыми шагами власти по благоустройству Воронежа стали преобразования наших скверов и парков. С тех пор вы неоднократно заявляли о стремлении вернуть областному центру славу «зеленого города». Как движется этот процесс?

– Мы начали с того, что провели инвентаризацию городских озелененных территорий общего пользования. Еще в 2008 году был составлен их реестр. Согласно ему в Воронеже 171 муниципальная зона площадью 500 га и 39 ведомственных на 200 га. Все они имеют статус парков, скверов, ботанических садов и бульваров. Кроме этого, зеленую зону формирует и лесной фонд площадью 20 тыс. га, находящийся в границах городского округа.

В настоящее время оформлены свидетельства о праве собственности муниципального образования на 36 озелененных территорий, а в 2013 году мы намерены оформить еще 50 зон. Таким образом мы навсегда защищаем наши парки и скверы от любых посягательств, чего так не хватало в прошлые годы.

В ближайшее время мы планируем закрепить половину муниципальных зеленых зон за МКП «ЭкоЦентр», а пока предприятие обслуживает 11 зеленых зон общего пользования площадью 136 га., на содержание которых в этом году было выделено 25,3 млн руб.

Параллельно в Воронеже разработана и действует целевая программа «Реконструкция и развитие озелененных территорий общего пользования на 2010­2014 годы». В рамках программы проведены работы по благоустройству 24 объектов. Среди них парки «Орленок», им. Дурова, «Алые паруса», «Патриотов», «Южный», «Шинников», «Дельфин», «Оптимистов», скверы – им. Бунина, «У озера», «Героев», «Добролюбова», «Привокзальный», бульвары – Кольцовский, К. Маркса, Адмиралтейская площадь и т.д.

Эта системная работа была высоко оценена на международном уровне: на форуме, посвященном Году охраны окружающей среды, который проходил при поддержке Росприроднадзора, город Воронеж получил премию в номинации «Eco City Brand – 2012». Оценивались как раз те показатели, которым и правительство области, и администрация города уделяют самое пристальное внимание – работа по защите существующих территорий природного комплекса, реабилитация и воссоздание утраченных, формирование новых зеленых массивов и т.д.

Важная тенденция последних лет – это расширение участия частных компаний и предприятий в процессе благоустройства города. Из крупных объектов, где работы проведены за счет внебюджетных средств, я бы отметил парк Победы у академии искусств в Северном микрорайоне. В преобразования там вложено 44,4 млн руб. Есть и ряд других примеров: скверы «Совенок» и «Энергия», отдельные участки в парках «Южный», «Шинников», «Алые паруса» и др.

– Среди названных вами объектов нет парка «Динамо»…

– О нем я бы хотел сказать отдельно. В 2011 году за счет средств городского бюджета была разработана проектно­сметная документация первого этапа реконструкции и развития Центрального парка культуры и отдыха. По ней мы уже получили положительные заключения государственной и экологической экспертиз. Площадь участка, на котором запланированы комплексные преобразования, составляет 10,5 га. При этом общая стоимость реализации проекта – более 350 млн руб. И около 30 млн руб. потребуется только на разработку проектной документации по второму этапу – на 40 га.

Столь существенный объем вложений не означает, что работы откладываются на неопределенный срок. Буквально 20 декабря в областном правительстве под руководством губернатора проходило совещание, посвященное вопросам развития и реконструкции «Динамо». Как подчеркнул глава региона, преобразования нельзя больше откладывать. Он предложил начать обновление парка уже в следующем году и реализовать первую очередь проекта. В парке появится новая современная входная группа, будут обустроены аллеи, перестроен фонтан. Планируется также привести в порядок озеро и ручей. Параллельно мы приступим к проектированию второй очереди реконструкции, проектом обязательно будут предусмотрены спортивные сооружения, в частности – велодорожки. При этом сама территория «Динамо» будет сохранена как дендропарк.

Поэтому воронежцы могут не волноваться: центральный городской парк без внимания власти не останется! Мы обязательно приведем его в порядок и вернем ему статус наиболее популярного места отдыха горожан!