Газета,
которая объединяет

В чем «соль» проблемы

Как победить наркотики в условиях их агрессивной рекламы
Рубрика: Социум№92 (2457) от
Автор: Ирина Лазарева

Навязчивая реклама различных наркотиков, «хромая» первичная профилактика и отсутствие реестра эффективно работающих реабилитационных центров – на очередном антинаркотическом молодежном форуме обсуждали ключевые позиции новой стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года. Как она изменит оказание реабилитационных услуг в регионе, разбирался «Берег».

В ЕДИНОЙ СВЯЗКЕ

Борьба с распространением наркотиков и солей, несмотря на ощутимые результаты, остается одной из самых сложных проблем в стране. За последние десять лет число официально зарегистрированных наркопотребителей сократилось с 673 тыс. до 478 тыс. (в том числе несовершеннолетних с 7,9 тыс. до 5,1 тыс.); уровень наркопреступности снизился на 17%; из незаконного оборота изъято почти 18 тонн запрещенных препаратов. Но этого недостаточно: благодаря утвержденной антинаркотической стратегии, число смертей от наркотиков в России к 2030 году должно уменьшиться на 20%.

– Некоторые принципы прошлой государственной стратегии сегодня оказываются уже неприменимыми, потому как меняются не только виды наркотиков, но и каналы их сбыта. Преступники все чаще используют современные средства коммуникации, бесконтактные способы расчета. Значит, и профилактика должна меняться, – говорит основатель общественного движения «Вне зависимости», организатор форума Андрей Блонский. – Основное направление перемен – включение профилактических мероприятий в школьные образовательные программы.

«Хромая» первичная профилактика – бич времени, считают эксперты, работающие с зависимостями. Эффективность школьных классных часов, на которых учительница, слабо владеющая материалом, рассказывает о рисках употребления, давно приблизилась к нулю. В школы должны прийти специалисты, работающие «в поле», то есть непосредственно с целевой аудиторией. Нужно научиться работать и с теми ребятами, которые распространяют рекламу нарковеществ в интернете и наносят ее с помощью трафаретов на стены домов и асфальт. Прописано ужесточение ответственности за такую пропаганду.

Кроме того, новая стратегия подразумевает повышение эффективности межведомственного взаимодействия – спецслужб и правоохранительных органов, территориальных антинаркотических комиссий, специальных медицинских учреждений и организаций. Но вопрос создания единого реестра реабилитационных центров, также прописанный в новой антинаркотической стратегии, уже показал несогласованность сторон.

СОВЕСТЬ ИЛИ КОНТРОЛЬ?

– Вопрос о создании реестра реабилитационных центров поставлен перед нами неслучайно: правительство страны распорядилось эти центры проверить. В итоге у каждого ведомства оказался свой список: Минюст сообщил о шести ребцентрах, наркоконтроль предоставил для проверок около 30 центров, в том числе – найденных через интернет; Роспотребнадзор заявил, что вообще не сталкивался с организациями подобного типа. На деле – никакой консолидации, – пояснил Андрей Блонский. – Как они вообще проверяют? Специалисты могут приехать и увидеть на месте лишь дом, в котором наркопотребителям дали просто кров и отправили работать. Единого определения, что должен представлять собой реабилитационный центр, нет.

– Впрочем, в регионе, как и в стране, отдельные центры ранее прибегли к добровольной сертификации – но преференций, по сути, никаких, просто красивая бумажка за 2 миллиона рублей, которая регулирует систему оказания социальной, но не медицинской помощи. Реестр же должен стать гарантом качества всех услуг, – подчеркнул Блонский.

Представители ребцентров во время круглого стола детально остановились на вопросе выработки критериев оценки их эффективности, пояснив, что заняться этим должны люди, понимающие нюансы работы с наркопотребителями и ставящие во главу угла все-таки человека. Иначе структура, формирующая реестр ребцентров, рискует превратиться в карательный орган. Значит ли это, что закрывать или позволять работать регулятор станет по своему усмотрению?

– Я понимаю, что реестр эффективных реабилитационных центров даст людям уверенность, что они не просто так отдают свои средства на реабилитацию. Но, с другой стороны, это рискует превратиться в прибыльный бизнес на беде людей, – считает руководитель Центра помощи женщинам с зависимостями «Умиление» Наталья Алексеенкова. – Никто не сможет гарантированно сказать, что после прохождения успешной реабилитации в очень хорошо зарекомендовавшем

себя центре человек не попадет в зависимость снова. Я уверена, реабилитация станет официальным бизнесом для бизнесменов. И в таких центрах будет все хорошо при любой проверке: сотрудники просто будут отрабатывать свою заработную плату и хорошо отчитываться перед государством.

В любом случае организация наркопомощи в ближайшее время изменится, но как именно – пока только звучат вариации. К примеру, руководитель реабилитационного центра «Лодка» Игорь Зонов уверен: победить наркоманию можно, только признав зависимого на момент употребления психоактивных веществ или в состоянии абстиненции недееспособным. Но готовы ли?

– Я убежден, что контролировать процесс реабилитации зависимых должен департамент здравоохранения, но сейчас почти вся система помощи – это частные центры. Сейчас центры «наплодились», вот и получаем вопрос о необходимости регламентирования их работы, – говорит Игорь Зонов. – Но на деле все просто. В законе о психиатрической помощи говорится, что госпитализировать и удерживать человека можно, если он представляет непосредственную опасность для себя и окружающих. Следовательно, наркопотребитель не может не лечиться. Это должно стать его обязанностью. А в больницах мы имеем открытые двери. Вот что нужно изменить в первую очередь.

По словам Зонова, взаимодействие, при котором департамент здравоохранения возьмет под свое крыло частные центры, предполагает и дополнительные койко-места для сферы бюджетного здравоохранения.

Впрочем, как и содержит массу подводных камней.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Подболотов, юрист Ресурсного центра поддержки НКО:

– Иногда возникают мысли, что создание реестра эффективных реабилитационных центров – этот шаг, который в перспективе приведет к тому, что реабилитация станет официальным бизнесом, который будет обязан выплачивать налог на прибыль. Задают вопрос: «Можно ли этот реестр понимать как возможность заставить ребцентры отказаться от «серых» финансовых схем? Мое мнение – нет. Речь идет исключительно о том, чтобы выработать критерии оценки реабилитационных центров. Кто и как будет это делать – вопрос открытый. Здесь государству нужно определиться: либо ввести лицензирование подобных центров, либо прописать правила оказания услуг в них. Это не значит, что такие услуги должны быть обязательно платными. Центры могут оказывать и бесплатную помощь за счет грантов и пожертвований. Но клиенты в них должны быть одинаково защищены независимо от вида оплаты услуг.