Газета,
которая объединяет

Вопросы цены и света

Спорные ситуации между продавцом и потребителем регламентируются законом
Рубрика: Экономика№82 (2447) от
Автор: Наталия Осадчая

Работники магазина, как правило, хорошо знают свои права и обязанности, но часто сознательно не выполняют и нарушают их, а вот покупатель не всегда в курсе, что в магазине его попросту обманули.

ЦЕНА НЕ ТА

Наверняка многим из вас встречались в магазинах объявления о том, что цена товара на кассе может не совпадать с заявленной на ценнике, мол, извините, идет пере­оценка. Или же без предупреждения на кассе вам пробивают товар по более высокой цене. Во всех подобных случаях действия персонала магазина незаконны.

Вот как комментируют данную ситуацию сотрудники Роспотребнадзора.

Для начала необходимо вызвать администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Скорее всего, вам начнут объяснять, что поступила очередная партия товара, цена на него другая, сотрудники не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении.

Не исключено, здесь нет злого умысла, а имеет место обычная халатность персонала. Но вас не должно это волновать, потому что п.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан свое­временно предоставить потребителю необходимую информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора». Второй пункт той же статьи вносит дополнение, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.

В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является публичной офертой, и персонал обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.

Напомните это администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, то есть продать товар по стоимости, указанной на ценнике.

Если администрация отказывается это делать, попросите жалобную книгу и сделайте в ней запись о происходящем, а от администрации потребуйте письменного ответа на ваше обращение. Если есть возможность, сфотографируйте ценник в качестве доказательства.

Затем обратитесь в территориальный отдел управления Роспотребнадзора с заявлением, приложив к нему ответ магазина на вашу жалобу, фотографию ценника, копию чека.

Роспотребнадзор советует всем, кто столкнулся с нарушением своих потребительских прав, не оставлять инцидент без последствий. Указанное нарушение является основанием для привлечения нерадивого продавца к административной ответственности по ст.14.7 КоАП РФ (обман потребителя).

ПРОДАВАТЬ ИЛИ НЕТ

Имеет ли право продавец отказать покупателю в приобретении товара без указания причины? Если такое ограничение зафиксировано в нормах закона, к примеру, продажа табачных изделий или алкоголя, то продавцу достаточно разместить информацию о запрете в общедоступном месте либо ограничить доступ покупателей к определенной группе товаров.

Но продавец может отказаться обслуживать покупателя и по личным соображениям, например, если тот, на его взгляд, нетрезв или нагрубил сотруднику магазина. Тогда отказ заключить розничный договор купли-продажи будет являться нарушением норм Закона РФ №2300-1.

Если покупатель оскорбляет сотрудников торговой точки или нарушает иные правила поведения в публичном месте, представители магазина могут вызвать сотрудников полиции для привлечения к административной или уголовной ответственности, но вот отказать в обслуживании – нет.

Гражданин может потребовать через суд компенсацию морального вреда, а магазину придется заплатить штраф.

ЗА ОТКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА

Энергосбытовая компания Кемеровской области направила потребителю простую квитанцию с указанием размера его долга и уведомлением о предстоящем отключении электроэнергии в случае неоплаты, после чего, немного подождав, оставила гражданина без света, рассказывает сайт «Новости ЖКХ» (gkhnews.ru).

Потребитель обратился в Госжилнадзор, который привлек энергосбытовую компанию к ответственности по ст.7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере шести тысяч рублей: общество ненадлежащим образом уведомило потребителя о приостановлении электроснабжения (п.119 Правил предоставления коммунальных услуг №354).

Компания не согласилась со штрафом и обратилась в суд, аргументируя свою позицию тем, что приняла предусмотренные законом меры по надлежащему уведомлению гражданина об отключении, а тот уклонился от получения опущенного в почтовый ящик счета, содержащего уведомление. Дело было рассмотрено в трех инстанциях, но суды приняли сторону Госжилнадзора.

«Требование о предварительном извещении потребителя-должника может считаться соблюденным лишь при фактическом извещении потребителя, и режим ограничения (приостановления) подачи коммунальной услуги потребителю может быть введен только при наличии доказательств получения им такого извещения и истечения 20-дневного срока для исполнения обязанности по погашению задолженности», – резюмировали в суде.