Газета,
которая объединяет

Утром – чай, в обед – чаек, вечером – чаище

Почему Воронеж раньше других городов пристрастился к полезному напитку

По традиции именно в декабре любители отмечают Международный день чая. В самое темное и глухое время зимы, когда этот прекрасный напиток согревает не только тело, но и душу. Если типичный воронежец не начинает утро с кофе, то он пьет чай.

ПОЧЕМ ФУНТ УДОВОЛЬСТВИЯ

Но так было не всегда: повседневным напитком наших дальних предков были квас и узвар – компот из сушеных ягод и фруктов. Краеведы Павел Попов и Борис Фирсов в книге «Старый Воронеж» рассказали, как чай стал для нас любимым напитком. Случилось это намного раньше, чем в России в целом.

Привычку к чаепитиям Воронежу привили иностранцы, строившие корабли на петровских верфях. Немцы, голландцы, англичане пренебрегали местным квасом, предпочитая чай. И уже в 1706 году фунт чая в Воронеже можно было купить по 50 копеек.

Воронежские купцы напрямую завязали торговлю с китайцами: сделки совершались в приграничном городе Кяхта. В 1830-х годах торговцы завозили в Воронеж не только чай, но и множество диковинных предметов для чаепития. Так, в семьях купцов Титовых и Кривошеиных хранилось немало дорогих чайных принадлежностей: «чайник с конфоркою, внутри позлащенный», ценой в 145 руб. 80 коп., шесть чайных ложек, чашка с блюдцем, сахарница, щипцы для сахара.

В конце XIX века горожане уже пили чай ежедневно и утром, и вечером, непременно ставили самовар для гостей, чаепития устраивали на пикниках и гуляньях.

СУРОВ, НО СПРАВЕДЛИВ

Самовар стал символом уюта и приятного времяпрепровождения. Он царил в центре стола, а вокруг теснились блюда с пирогами, пряниками, баранками, сухарями, конфетами и прочими лакомствами, какими только могла похвастать хозяйка. А сам самовар был настоящим украшением застолья, душой компании, вокруг него кипела вся жизнь семьи. Недаром у Даниила Хармса трехведерный самовар Иван Иваныч – практически живое существо с характером суровым, но справедливым.

В магазинах скобяных товаров встречались самовары на любой вкус: ценители разбирались в преимуществах форм «ваза», «яйцо», «банка», «желудь». В Воронежском областном краеведческом музее хранится коллекция почти из пяти десятков самоваров от конца XVIII – до 30-х годов XX века.

К середине века XIX самовар можно было найти уже и в избе зажиточного крестьянина. В деревнях обычно покупали простые кустарные самовары в форме «банки», фабричные многим были не по карману. Это было ценное имущество, которое передавалось по наследству. Продажа самовара означала крайнюю степень обнищания.

«КИТАЙСКИЙ» ВЫИГРЫВАЕТ

Знатоки тонко разбирались в сортах чая и предпочитали пить его без каких бы то ни было добавок. Но большинство любителей с удовольствием сочетали чай с молоком, лимоном, вареньем. Привычными атрибутами чаепития были молочник со сливками и сахарница со щипцами – ими откалывали крохотные осколки от больших, твердых как камень кусков, на которые дробилась огромная «сахарная голова». Таял такой сахар очень медленно, так что маленького кусочка за щекой хватало на несколько стаканов чаю. По окончании чаепития стакан ставили на блюдце донышком вверх – это означало, что гость сыт.

Постройка Суэцкого канала открыла путь в Россию индийскому чаю. Но из книги «Старый Воронеж» мы узнаем, что наши земляки были консервативны и хранили верность старым добрым китайским сортам: лянсину, сиофолоне и другим.

ОТ ДЕШЕВИЗНЫ – К НЕДОСТУПНОСТИ

Конечно, чай можно было купить не только в специализированном магазине, но и в любом бакалейном – их называли «колониально-гастрономическими». Наряду с элитными сортами продавались дешевые разновидности – байховый и кирпичный. В начале ХХ века в моду вошел фруктовый чай. Для аромата и экономии в заварку добавляли травы: мяту, зверобой, черную смородину, чабрец, малину, липовый и яблоневый цвет. В определенной степени это был возврат к традициям, ведь травяные чаи на Руси заваривали с древних времен.

Заказать чай можно было в многочисленных воронежских трактирах и чайных. Это были своего рода «мужские клубы» для простого люда – извозчиков, мастеровых, приехавших в город по делам крестьян. За самоваром курили, пели песни, заключали сделки. Венчал самовар маленький чайничек с заваркой, которую разбавляли кипятком.

С началом Первой мировой войны цены на чай взлетели, и он перестал быть доступным удовольствием. Но воронежцы уже не могли отказаться от ежедневного ритуала чаепития. В бедных семьях пили спитой чай, заваривали чайный лист по нескольку раз, смешивали его с травами, покупали суррогаты.

КРАСНЫЙ САМОВАР

В первые годы после революции чайные традиции в Воронеже еще сохранялись. В книге «Старый Воронеж» описано грандиозное гулянье «Ночь в Китае», которое состоялось в 1922 году в общественном саду. В стилизованных китайских чайных домиках «гейши» (!) подавали чай, в то время как в летнем театре шла комическая опера Джонсона «Гейша».

Самоварами в 1920–1930-х годах награждали советских ударников труда, и это был ценный и желанный подарок. В экспозиции краеведческого музея хранится такой наградной самовар с надписью «Герой труда».