Газета,
которая объединяет

Катитесь подальше

Кое-что об особенностях сервиса междугородних перевозок
Рубрика: Социум№ 139 (1422) от

Ворота каждого города – вокзал. Визитная, извините за банальность, карточка. Вокзал – первое, что видят приезжие, еще не имеющие представления о «граде сем». Означает ли это, что генеральная транспортная «контора» должна максимально соответствовать уровню населенного пункта, в котором находится? Безусловно.

К нашему железнодорожному вокзалу особых претензий у меня лично не накопилось. Вполне себе презентабельное здание с удобными подземными переходами и прочей необходимой инфраструктурой. А вот автовокзал вызывает вопросы. Главный. Тот, что расположился на одноименной остановке общественного транспорта, органично вписавшись в пейзаж Московского проспекта.

Сказка – не ложь

Представьте, что смотрите короткометражный фильм. Сюжет следующий. Раннее утро, автовокзал, потенциальный пассажир трусцой направляется в сторону красного здания с кассами и туалетами. Прибыв на место, обнаруживает, что очереди в две работающие кассы – аки в советские времена за колбасой. Открывать другие окошки никто не спешит: а зачем? Ладно, это можно списать на традиции бизнеса по-русски.

Движение волшебной палочкой, и – оп! – я оказываюсь на месте кинозвезды. То бишь в роли покупателя двух билетов. Беру до Липецка. Милейшая кассирша по фамилии Титаренко становится чернее тучи, как только слышит, что страховка нам не требуется. Даму можно понять: не в строгих правилах нашего автовокзала (в отличие, к слову, от липецкого) спрашивать, нужна ли покупателю добровольная страховка. Ее продают «до кучи» вместе с билетом, обычно не интересуясь ничьим мнением на этот счет. А тут шибко грамотные попались.

Способ отомстить находится у кассира Титаренко мгновенно: нам продают два билета на места, расположенные не рядом. Номер два и номер четыре. То есть ехать придется порознь. После вполне логичного вопроса – «а почему так?» – сквозь зубы просачивается: «А вы не предупредили! Некоторые как раз и хотят ехать по отдельности, а если вы не хотите – в автобусе договоритесь. Поменять билеты? Могу, конечно. Только с удержанием комиссии». Представьте себе на минутку двух человек, пришедших вместе и подающих в окошко два паспорта, которые, опасаясь опоздать на рейс (как в нашем случае), отчаянно кричат кассиру: «Только дайте нам места не рядом!..»

Сервис – на грани фантастики, в общем. Сказка – не ложь, и намекать тут не на что. Имеются вполне конкретные билетики, подтверждающие наш киносценарий.

Мягкое место

Далее мы узнаем, что билет до Липецка стоит сто семьдесят рублей сорок копеек. Тут бы тоже спросить «почему?» и «из каких составляющих сложилась именно эта сумма, а никакая другая?», но – не у кого.

На билетах обозначено: «автобус мягкий». Согласитесь – информация исчерпывающая. Жду в нетерпении, пытаясь понять: что значит «мягкий»? Внутренний голос подсказывает, что речь идет о креслах, но, черт возьми, при чем тут автобус? Пока я гадал – подъехал порядком испытанный в боях «Икарус» – без намека на мягкость. Кресла, как выяснилось позже, особой воздушностью тоже не отличались. Сидения как сидения. Одно – без подлокотника, что тоже не эксклюзив. Но вот кое-чем автобус действительно выделялся: вонь от топлива стояла конкретная. И почему об этом в билете – ни слова?

Железнодорожники, как всем известно, вагоны поездов классифицируют. И билеты продают не наудачу, а в соответствии с определенными параметрами. Почему же, спрашивается, нельзя организовать подобные блага для покупателей билетов на автобусы? На автовокзальном кольце стоят самые разномастные машины, но на нужный маршрут подают «ароматизированный», не первой свежести «Икарус». Напомню, за сто семьдесят рублей.

В вонючем пространстве автобуса, кстати, – полно свободных мест. Можно усесться не то что вдвоем рядом – хоть вчетвером. Никаких объективных ограничений, которые при самой буйной фантазии можно было бы распространить на «продажную» политику. Горячий привет кассиру Титаренко.

Элементарный закон

Мы уезжаем, а здание воронежского автовокзала тем временем продолжает жить своей жизнью. Все так же продается «Кока-кола» (на десять рублей дороже, чем в супермаркетах), свежая пресса и прочие товары первой необходимости. Ассортимент которых, впрочем, столь любопытен, что его стоит конкретизировать. Очень позабавили туалетные воды, названия которых «только чуть-чуть» отличаются от всемирно известных брендов (вспомните бытовую технику «фирмы» «SQNY» или треники «Abibas»). А еще на вокзале стоит православная лавка: наверное, если не купишь себе в дорогу предметов культа – поездка может выдаться какая угодно.

Замечу, управляет вокзалом не МУП, а ОАО. Реестр автовокзалов и пассажирских автостанций Воронежской области утверждает: в ведении ОАО АТ «Воронежавтотранс» находятся два городских автовокзала (на Московском проспекте и на Димитрова), автостанция «Юго-Западная» (что на проспекте Пат­риотов) и несколько областных. Получается, что важный объект фактически находится в частных руках и никто не указ хозяевам – развивают свой бизнес, как хотят. А хотят, вероятно, вложить поменьше и получить побольше. Не надо быть экономистом, чтобы понимать этот элементарный закон коммерции. И экспертом тоже не надо быть, чтобы увидеть воочию, насколько четко он действует.

Едем в Елец

В экономике подобные проблемы решает механизм конкуренции. Не хочешь покупать занюханный плавленый сырок в ларьке рядом с домом – сходи в гипермаркет, где почти наверняка за ту же сумму найдется продукт поприличнее. А вот в сфере междугородних перевозок альтернативы сервису имени Титаренко попросту нет. Не все могут похвастаться наличием собственного автомобиля. А из тех, у кого он есть, не каждый сочтет нормальным ехать на «своих четырех» в незнакомый город. Круг, таким образом, замыкается. И оформляется в монополию, которой не осталось даже у РЖД: в кассах на некоторые направления уже давно можно купить билеты в вагоны, принадлежащие другому перевозчику. Некоторый отток клиентов автовокзалу обеспечивают лишь бомбилы: они стоят у входа (почему, кстати, их до сих пор никто оттуда не попросил?) и задают вопросы типа «В Елец едем?». Едем, дорогие. Причем на полной скорости.

Возвращаясь к напечатанному, снова спросим, только уже более конкретно: соответствует ли уровень работы главного городского автовокзала статусу Воронежа? Скажу так: город у нас прекрасный, а вот насчет всего остального – думайте сами, решайте сами.

Сергей КИСИН

Для сведения

Прежде чем брать с пассажиров деньги, пусть даже небольшие, за полис добровольного страхования, кассир обязан получить согласие клиента (можно в устной форме). Иначе нарушаются права потребителя, прежде всего – ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, то есть когда при продаже билета кассир пытается представить полис добровольного страхования как обязательную услугу. Убытки потребителю возмещаются исполнителем в полном объеме.

Если пассажир в силу обстоятельств не смог вернуть деньги за ненужную ему услугу сразу, он может по прибытии отправить претензию в адрес руководства автовокзала и потребовать вернуть деньги за полис. В крайнем случае, если инцидент не будет исчерпан, можно составить обращение в Роспотребнадзор, который проведет проверку и при необходимости привлечет виновных к административной ответственности.

Руководство автовокзала либо страховая компания обязаны вывесить на каждой кассе объявление о том, что пассажиры в любой момент до начала поездки могут вернуть полис и получить обратно 5 руб. в кассе. Этого требует ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей»: вся достоверная информация об услуге должна быть указана в письменном виде и доступна каждому пассажиру.

Кстати

В России уже десять лет обсуждается необходимость обязать перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами. Страховая сумма должна составить не меньше двух млн. руб. – во столько в России примерно может быть оценена человеческая жизнь. Гражданское страхование уже давно введено на авиаперевозках.