Газета,
которая объединяет

Не стоять на месте

В гордуме прошло обсуждение новой схемы транспортной сети
Рубрика: Политика№66 (2334) от
Автор: Наталия Осадчая

Газета «Берег» уже неоднократно обращалась к теме проекта новой транспортной сети Воронежа, реализация которой начнется в марте 2020 года – при заключении новых контрактов с перевозчиками. 3 сентября в городской Думе состоялась презентация проекта, который должен послужить не только основой новой схемы общественного транспорта, но и будет учитываться при разработке перспектив развития города.

НЕ БОЯСЬ ИСПАЧКАТЬ КОСТЮМ

В мероприятии приняли участие заместитель председателя регионального правительства Воронежской области Артем Верховцев, мэр Воронежа Вадим Кстенин, председатель городской Думы Владимир Ходырев, руководители и представители надзорных органов, отраслевых предприятий и организаций, активисты общественных организаций и инициативные жители города.

– Мы попросили разработчиков на ранней стадии представить схему для публичного обсуждения. Я думаю, что в течение какого-то времени мы продолжим собирать обоснованные мнения и вносить корректировки, нам предстоит собраться не раз как на площадке гордумы, так и в администрации Воронежа, – обратился к залу Вадим Кстенин. – Нами запущен в социальных сетях процесс обратной связи с горожанами – уже получено более 1900 откликов, но они еще требуют систематизации.

Презентовали проект представители разработчика – ФАУ «РосдорНИИ» – Владимир Пащенко и Дмитрий Порошин. Основными недостатками действующей сети они назвали дублирование маршрутов, отсутствие выделенных полос для движения пассажирского транспорта, наличие большого количества подвижного состава малой вместительности и изъяны в транспортном обслуживании новых микрорайонов (подробно об изменениях транспортной сети см. в газете «Берег» №65).

– Я бы хотел, чтобы люди понимали, что общественный транспорт – не социальный сервис, направленный на перевозку людей, у которых до сих пор почему-то нет машин. Мы не сделаем хороший транспорт для малоимущих. Он должен быть комфортным, чтобы все население могло им воспользоваться, не теряя достоинства и не боясь испачкать костюм. Это не «народные» бесплатные автобусы, – считает Пащенко.

– Сложнее преобразований, чем нам предстоят в системе пассажирского транспорта, город еще не знал. Экспериментировать над людьми муниципалитет не будет. Широкое обсуждение проекта маршрутной сети города поможет учесть в его итоговом варианте все обоснованные предложения, – подчеркнул Вадим Кстенин.

БЕЗНАЛ УДЕШЕВИТ ПРОЕЗД?

Неожиданным и интересным оказалось выступление представителя группы компаний FTNet Сергея Леонидова, который рассказал о наработках по внедрению системы автоматизированной оплаты проезда (FTNe работает в связке со сбербанком).

– У нас есть прекрасная возможность учесть все ошибки, которые были сделаны соседними с Воронежем городами при создании электронных карт проезда в общественном транспорте, – считает Леонидов.

Безналичная оплата проезда может происходить по транспортным картам – это проездные карты, счетами на которых будет управлять сам пользователь. Они могут обеспечивать проезд в общественном транспорте не только по количеству поездок, но и по времени или километражу. Кроме того, карта способна объединять не просто разных перевозчиков, но и разные виды транспорта.

Пользование транспортной картой также поможет отслеживать пассажиропотоки и совершенствовать транспортную схему.

По мнению мэра Вадима Кстенина, без предварительного введения автоматической системы оплаты проезда в общественном транспорте систему изменить невозможно.

– Если мы этого не сделаем, если мы послушаем тех перевозчиков, которые говорят: «Оставьте все как есть», то мы так и останемся – с гонками за пассажиром, с постоянными ДТП с участием маршруток. Сами по себе перевозчики, особенно это касается тех предприятий, которые не обладают серьезной производственной базой, к сожалению, не

способны контролировать эти процессы. Поэтому первое, что должно заработать, – это автоматизированная система оплаты, – подчеркнул градоначальник.

Такое же мнение высказывали и многие выступавшие – общественный активист и блогер Виталий Иванищев, представитель сообщества перевозчиков Владимир Георгиевский, депутат гордумы – председатель постоянной комиссии по транспорту Олег Черкасов.

– Предлагаемая модель электронного проезда – оплата не за количество пересадок, а за километраж, – отметил Черкасов в разговоре с журналистами. – Это очень важно для людей, приезжающих из пригорода, живущих на окраине.

По мнению депутата, к моменту заключения новых контрактов с перевозчиками в марте 2020 года переход на безналичную оплату проезда в Воронеже должен произойти повсеместно. Он заметил, что затраты на оснащение общественного транспорта терминалами должен брать на себя перевозчик.

«ВЫДЕЛЕНКИ» ВЕРНУТСЯ

При обсуждении проекта председатель гордумы Владимир Ходырев попросил выступающих делать общие замечания по проекту, пояснив, что обсуждение каждого меняющегося или ликвидируемого маршрута будет проходить отдельно.

Тем не менее выступавшими были все же озвучены пожелания оставить маршрут №122 до Буденновска, а маршрут №48 до Таврово местные жители предложили не только сохранить, но и сделать туристическим, так как он идет «на родину российского военного флота».

Владимир Георгиевский выразил мнение, что увеличение подвижного состава в сторону автобусов большой вместимости скажется на безопасности улично-дорожной сети и увеличит количество ДТП. Также он заметил, что в проекте не уделяется внимания остановочным площадкам, пешеходным участкам.

В ходе обсуждения шел разговор и о создании выделенных полос – темы, которая обсуждается в Воронеже много лет и уже имела попытку тестового внедрения.

– Считаю, что «выделенки» – там, где они технически возможны и целесообразны – надо вводить, но в этом процессе главное – их последующее администрирование. Нам придется прорабатывать источники финансирования для установки камер фиксации нарушений, – подчеркнул мэр.

Также поднимался вопрос нового формата расчетов с перевозчиками: брутто-контракт, который подразумевает, что весь объем платы за транспортное обслуживание будет собираться на уровне города, а только потом распределяться по перевозчикам – как вознаграждение за выполненную работу.

– Решение по брутто-контрактам еще не принималось, – уточнил мэр.

НА РЕЛЬСЫ – ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ

И, конечно же, в своих выступлениях участники обсуждения не обошли вниманием и создание легкорельсового транспорта (ЛРТ) – может быть нужно менять схему после строительства ЛРТ?

Мэр города пояснил, что ЛРТ в Воронеже появится не раньше, чем через пять лет – это именно тот срок, когда администрация будет вновь выставлять на торги маршруты общественного транспорта.

– Следующие пять лет мы точно отработаем с той маршрутной сетью, которую все вместе обсуждаем сейчас. То, что сегодня представлено, – это не догма, мы будем учитывать все замечания и вносить соответствующие коррективы, – резюмировал мэр.

Наталия ОСАДЧАЯ

КСТАТИ

В Воронеже в 2013 году уже предпринимались попытки оптимизировать действующую транспортную сеть путем сокращения дублирующих маршрутов на 30% и увеличения подвижного состава большой вместимости. Тогда проект не удалось внедрить в практику.