Газета,
которая объединяет

В стране забытых мелодий

Воронежцам рассказали, как выглядят исчезнувшие музыкальные инструменты
Рубрика: Культура№15 (2283) от
Автор: Ирина Лазарева

Передать на бумаге звучание музыкальных инструментов попытались участники «Архитектурной прогулки» (широко популярный у воронежцев проект, когда с экскурсии можно принести скетчи) с Нелли Фроловой. Трещотки, цимбалы, лирообразные и шлемовидные гусли, даже колотушка ночного сторожа – все это теперь не только в Музее забытой музыки, но и в авторских скетчах.

«Архитектурные прогулки» с Нелли Фроловой проходят практически каждые выходные, но если летом участники исследуют улочки родного города, то осенью и зимой перебираются в кофейни и театры, где занимаются интерьерным скетчингом. В этот раз оказались в Музее забытой музыки, созданном Сергеем Плотниковым еще в 2007 году. Организатор прогулки перед началом встречи волновалась: в место, где живет русская душа, в одну из самых необычных достопримечательностей Воронежа, записалось скромное число желающих. Но переживания оказались напрасными: во владениях Плотникова случился аншлаг.

И пусть не все рисовали, оторваться от экскурсии-концерта, которую основатель и главный хранитель проводит мастерски, было очень непросто. Он предлагает посетителям услышать звучание редких, забытых и даже диковинных музыкальных инструментов! Гостям позволяется инструменты трогать и играть на них, чем и воспользовались участники экскурсии.

Сам Сергей Плотников известен как участник фольклорных фестивалей по всей России, например, «Русь песенная, Русь мастеровая», «На Казанскую», «Липецкое городище», «Крепость Русь» в Пензе и многих других. Но вот воронежцы заглядывают к нему в музей чаще всего только по счастливой случайности.

– От гостей нашего города постоянно слышу, что воронежцы не знают, где находится Музей забытой музыки и что собой представляет. Из Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону приезжают к родственникам, друзьям, знакомым и просят их отвести сюда, а многие пожимают плечами, – признается Сергей Плотников.

Но дефицита внимания здесь не испытывают. Посетители Городского Дворца культуры (ДК Машиностроителей), где и находится чудесная музыкальная кузница (Плотников также самостоятельно изготавливает инструменты в мастерской), мимо не проходят: дети просят разрешения подудеть в калюку – очень немудреную в изготовлении травяную дудку, а взрослые идут послушать или вспомнить забытые мелодии.

– Это была, пожалуй, самая задорная встреча из всех. Случилось полное погружение в волшебный мир народной музыки, в историю нашей музыки, – отметила Нелли Фролова. – И пусть скетчей получилось не так много, зато есть повод прийти сюда еще раз.

Инструментов много – не перерисуешь, а Плотников один. Но именно он запечатлен на многих рисунках – с ним каждый инструмент оживает и приобретает свое звучание.

В ТЕМУ

Коллекция музея насчитывает около сотни старинных музыкальных инструментов разных стран и эпох, начиная с XI века, причем некоторые из них считаются исчезнувшими, а другие – устаревшими. Часть экспонатов найдена в разных уголках страны, некоторые редкие инструменты были переданы в дар. Все тщательно отреставрированы. К тому же Сергей Плотников, слесарь по профессии, научился по книгам и чертежам воссоздавать старинные и редкие музыкальные инструменты, а потому регулярно пополняет свой фонд.