Газета,
которая объединяет

Охотники из экономии

Кто такие черри-пикеры и как тратить меньше на продукты питания
Рубрика: Социум№5 (2273) от
Автор: Александр Нечаев

Главная статья расходов почти любого семейного бюджета – питание. Многие принципиально отказываются от экономии в этой сфере: обеднение рациона – это и снижение качества жизни, и потенциальные проблемы со здоровьем.

Впрочем, в последнее время все больше сторонников появляется у так называемого черри-пикинга – целенаправленной охоты за скидками в магазинах. На первый взгляд кажется, что ничего нового тут нет – все любят скидки и стараются ими пользоваться, но на самом деле черри-пикинг – не такая уж и простая система, добиваться хороших результатов здесь можно только с помощью дисциплины.

Чтобы понимать, как пользоваться скидками, нужно сначала пару слов сказать про их природу. Чаще всего скидки предоставляет производитель товара, реже – продавец. Производители предлагают их для того, чтобы повысить выручку, продвинуть товар и приучить покупателей к своему продукту. Скидки и распродажи помогают производителям быстрее оборачивать средства и экономить за счет масштаба: при увеличении партии снижается стоимость производства единицы товара. Скидки редко бывают во всех магазинах сразу, обычно производитель договаривается с одной-двумя сетями, иногда запускает скидки по очереди.

Скидки от продавца встречаются реже, и они меньше, так как продавцу приходится жертвовать собственной прибылью. Пример послаб­лений от продавца – скидки, которые действуют сразу на всю категорию: например, на все специи или на все чаи. Согласовать общую скидку с десятками производителей сразу практически нереально, поэтому продавец запускает такие акции за свой счет, рассчитывая, что восполнит потери за счет покупок в других категориях.

Черри-пикеры выработали ряд правил и рекомендаций для совершения покупок. Вот они.

1. СЛЕДИТЬ ЗА СКИДКАМИ

Понимание природы скидок позволяет сделать одно простое умозаключение – в одном месте купить все со скидкой не получится. Пока в одном магазине дают скидки на молоко, в другом – распродают стиральный порошок, а в третьем – колбасу. Если следить за акциями в нескольких сетях, можно покупать по низкой цене практически любые товары.

Но не стоит увлекаться и сравнивать цены в десятке торговых заведений. Черри-пикеры рекомендуют определить круг магазинов, посещение которых не требует слишком больших затрат времени и денег, и мониторить только эти магазины. Увы, как бы мы ни любили местные торговые точки, но нужно признать, что крупные федеральные сети в плане охоты за скидками перспективнее – у них больше обороты и они работают с производителями напрямую. Так что магазинам крупных сетей – особое внимание.

Самый сложный вопрос – как мониторить скидки. Обычно источников информации три – каталоги в Интернете, специальные приложения на смартфоне и бумажный каталог или буклет прямо в магазине (зачастую на входе). Удивительно, но в наш компьютерный век последний вариант многие считают самым удобным. Многие выкидывают подобные каталоги, считая их бесполезной макулатурой, а зря – взяв каталог, можно быстро пролистать нужные разделы, потратив на получение информации минимальное количество времени. Каталоги сохраняют актуальность как минимум две недели и обновляются по четвергам.

Поиск информации в Интернете, как ни странно, оказывается менее эффективным. Сайты и приложения для телефонов обычно «вываливают» на пользователей массу информации о скидках. На ее прочтение и классификацию тратится много времени и умственной энергии, часто в этом нет смысла. Приложения могут помочь – если вы живете около крупного магазина и большинство покупок делаете в нем. Тогда, узнавая об акциях в Интернете, вы сможете планировать, в какой день и за какой покупкой зайти.

2. НЕ ПОДДАВАТЬСЯ УГАРУ

Самое сложное в охоте за скидками – не вестись на поводу у маркетологов и не брать товар только из-за здоровенной скидки. Какой смысл в скидке 50% на трехлитровую банку огурцов, если большой любви к этому продукту в семье нет и даже полбанки никто не осилит? В таком случае выгоднее взять литровую банку даже без акции. А еще выгоднее – дождаться, пока на литровую банку появятся хорошие скидки.

Это касается как продуктов, так и бытовых товаров. Можно задавать себе вопрос: «Использую ли я этот товар в ближайшее время?» Если ответ «нет», то и покупать не стоит, пусть даже и по акции.

3. ПОКУПАТЬ ВПРОК

Может показаться, что этот пункт противоречит прошлому, но это не так. В начале каждого года производители подготавливают календарь промоакций на год. Обычно цикл составляет 2-3 месяца. Поэтому есть смысл закупать товары, у которых большой срок годности, сразу на все это время. Сухие завтраки, консервы, соусы и кетчупы, чай, кофе и многое другое, что не испортится, если полежит. Бытовую химию, средства гигиены, приправы и специи, батарейки и лампочки можно вообще закупать сразу на год – если подвернется очень хорошее предложение.

Естественно, такой подход работает только в случае примерного понимания и подсчета уровня потребления. Человек не робот, чтобы точно сказать, сколько и каких элементов ему потребуется на определенный промежуток времени, но банальные записи помогут составить представление о среднем расходе стирального порошка, кофе, сахара и других товаров. Запас карман не тянет, особенно если на него было потрачено немного денег. Впрочем, с фанатизмом к этому вопросу тоже подходить не стоит: задача – купить такой объем товаров, чтобы хватило до следующей акции, а не на всю оставшуюся жизнь.

4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПИСОК ПОКУПОК

Современный магазин – это арена боя между маркетологами и покупателями. Щитом покупателя может стать список покупок. Список поможет не упустить ничего и избежать незапланированных трат. Главное – уметь основательно его составлять и строго придерживаться. Черри-пикеры советуют сделать в списке два раздела – продукты, которые заканчиваются, и выгодные покупки из каталогов.

Неважно, как вести список – это может быть и просто лист бумаги, и приложение на телефоне, кому как удобнее. Отклоняться от списка покупок можно, но только если на «неучетный» товар хорошая скидка и есть уверенность, что он не выбросится.

5. ХОДИТЬ В МАГАЗИН СЫТЫМ

Как бы забавно это ни звучало, на деле это важно. Голод мешает мыслить рационально – и в результате кассир пробивает вам на кассе чипсы, колбасу, курицу гриль, шоколадки. Таких покупок можно избежать, просто перекусив перед походом в магазин.

КСТАТИ

Часто возникает вопрос, какую скидку можно считать стоящей, сколько производители и магазины готовы потратить на привлечение внимания. Считается, что 50% для бытовой химии – это хорошая, а главное, реальная скидка. Однако на продукты питания редко бывают скидки больше 30%, причем чем дешевле изначально товар, тем ниже (в процентах) бывает скидка.