Газета,
которая объединяет

«Мы насытились ширпотребом…»

Главный организатор городских выставок Елена Стасенко рассказала, что волнует мастеров декоративно-прикладного творчества
Рубрика: Социум№69 (2241) от
Автор: Ирина Лазарева

Современные мастера красок и фактур, а проще говоря, хендмейдеры, искренне удивляют своими творениями. Эти люди пытаются спасти то, чем когда-то занимались наши предки, и трудностей, с которыми они сталкиваются на своем пути, немало. О том, что сегодня волнует мастеров декоративно-прикладного творчества, «Берегу» рассказала главный организатор городских выставок, заведующая отделом Централизованной клубной системы Елена Стасенко.

БИЗНЕС ПРОТИВ ТРАДИЦИЙ

– Пожалуй, каждый пятый житель Воронежа вяжет, рисует, плетет из бисера… Почему декоративно-прикладное творчество так популярно сегодня?

– Было время, когда все мы ходили в одинаковых пальто, а дома у каждого стояла стенка «Ивушка». Теперь же мы стремимся к индивидуальности, хотим, чтобы у нас было нечто такое, чего нет у других. Мы насытились ширпотребом, хочется чего-то, что помнит тепло рук. Как правило, это одна из первых причин появления интереса к декоративно-прикладному творчеству. С другой стороны – это приятный досуг и самореализация. В Воронеже активные люди с развитыми разнообразными интересами. Плюс ко всему сегодня занятия практически любым видом творчества стали доступнее. Мастер может купить необходимые расходные материалы и найти нужную информацию для обучения.

– А подобная востребованность разве не говорит еще и о финансовой заинтересованности мастеров? Наверняка многие превращают успешное хобби в бизнес.

– Я не против того, чтобы умельцы зарабатывали благодаря своему труду, но плохо, когда это поставлено на коммерческие рельсы. Вещи ручной работы, изготавливаемые на потоке, теряют свою уникальность и неповторимость. Возникает механизация, так как это уже штампованное производство. В Воронеже, конечно, есть бизнесмены, выдающие себя за народных умельцев. Это легко понять по разговору: они часто не знают истории возникновения ремесла, которым занимаются, а сохранение культурных традиций для них – только фраза, за которой ничего не стоит. Мы не привлекаем их к участию в городских выставках.

Но возможность реализовать свой продукт у истинного мастера быть должна. Это позволяет ему осознать, что он делает нечто стоящее, то, что нравится людям, и он не зря тратит свое время. Эти мастера щепетильны в работе, им важен процесс, они охотно делятся своим опытом, и деньги для них – не главное.

ТЕХНИКИ, КОТОРЫЕ УХОДЯТ

– С какими трудностями сегодня сталкиваются ремесленники?

– Прежде всего, с отсутствием поддержки со стороны государства. Вот уже несколько лет Воронежу не выделяются субсидии на поездку мастеров на ярмарку народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка» в Москве. А это очень важно для развития бренда региона: с помощью народного промысла можно показать историю и культуру родного края. Некоторые воронежские умельцы все же ездят туда, но на собственные средства.

Еще один важный момент связан с отсутствием обдуманной заинтересованности у молодежи. И в этом парадокс – хендмейд в России набирает обороты, а фактически некому передать опыт. Молодые люди приходят на мастер-классы, смотрят, учатся, но в итоге лишь один из ста, может быть, окажется готов посвятить этому жизнь. Народный мастер Воронежской области Елена Матвеева, автор нашей воронежской матрешки, долгие годы переживала, что у нее нет учеников. Но вот недавно наконец-то пришли к ней несколько человек, перенимают опыт.

– А нежелание посвящать ремеслу жизнь, как вы говорите, не повод ли задуматься о том, что это может привести к забвению каких-либо старинных видов декоративно-прикладного творчества?

– Разумеется, в этом есть определенный смысл. Но это грозит только трудозатратным техникам, которые либо исчезнут совсем, либо мастера их упростят. К примеру, уже сейчас в Воронеже становится все меньше людей, которые занимаются исконно русским лозоплетением. Для него нужно специально собирать материал, кипятить его, как-то по-особому хранить. Это долго, кроме того, требуется специальное помещение. Этим просто за столом не позанимаешься. Умельцы приспосабливаются и используют бумажную лозу.

Крупногабаритные изделия из глины тоже могут уйти. Этим творчеством могут заниматься только люди с собственной мастерской, которую не каждый способен себе позволить. А глины нужно много, пыльные мешки в прихожей не поставишь.

При этом становятся более популярны и востребованы такие виды декоративно-прикладного творчества, как фриволите (техника плетения ручного кружева, применяется для отделки одежды и создания украшений – прим. авт.) и амигуруми (искусство вязания на спицах или крючком маленьких мягких зверушек – прим. авт.).

НЕ СЧИТАЙТЕ ДЕНЬГИ

– Власти планировали увеличить пошлину на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Это может как-то отразиться на наших умельцах?

– Скорее всего, это взвинтит цены в городских магазинах, которые заказывают, оттуда товары оптом. На розничных покупателях это вряд ли как-то скажется, наверняка будет установлен определенный порог.

– Но мастерам грозит другое финансовое обременение. Банки хотят установить контроль над переводами с карты на карту, с регулярных переводов планируют вычитать налог.

– Конечно, любой бизнес должен быть честным. Но это бизнес. А если ты продаешь две-три куклы в месяц? Нужно четкое понимание того, как это будет работать. Но вопрос крайне актуальный для мастеров, он активно ими обсуждается. Говорили даже о том, чтобы приобрести кассовые аппараты, но как с ними на городских выставках стоять? Да и купить их не все могут. В любом случае при принятии решений в таких важных делах нужно учесть, что сохранение ремесел для России – больной вопрос, а значит, мастерам мы обязаны сделать какую-то скидку.