Газета,
которая объединяет

Ярослав Борисов: «Музыкой восхищаюсь так же, как в подростковом возрасте»

Рубрика: Культура№ 49 (1909) от
Автор: Сергей Попов

Завсегдатаи городских и не только музыкальных фестивалей прекрасно знают, кто такой Ярослав Борисов. Воронежский музыкант, основатель и бессменный участник авангардной группы Happy 55, лидер инди-рокового «Другого дела», знаковая фигура музыкального проекта «Цёй», с этого года Ярослав стал еще и заведующим музыкальной частью Камерного театра.

В преддверии концерта группы «Другое дело», который состоится 16 мая в одном из клубов города, корреспондент «Берега» встретился с Борисовым – с тем, чтобы побеседовать… правильно, о музыке. Собственной и услышанной где-то и когда-то. Новой и не очень. Воронежской и экстерриториальной.

Ярлыки – не важны

– Музыка появилась в жизни с раннего детства, – рассказывает мой собеседник. – Я отучился в музыкальной школе, потом – в музыкальном колледже имени Ростроповичей, который сейчас называется «Воронежское музыкальное училище». В первой профессиональной группе начал играть лет в 16, тогда же возникла группа Happy 55.

– Она тогда представляла собой то же трио, что и сейчас?

– Нет, тогда существовал совершенно другой состав. Первоначально мы были секстетом. Духовые, гитара, бас-гитара, барабаны, перкуссия и фортепиано. Местные критики говорили, что мы играем некий специфический джаз-рок. Нас, правда, не парили никакие ярлыки. Мы тусовались, активно слушали самую разную музыку… У нашего гитариста Игоря в коллекции было огромное количество блэк-металла, от известных воронежских деятелей культуры к нему попадал независимый рок, готика, авангард, джаз. И все это – в одной квартире, в прямом доступе. На протяжении тех четырех лет, в течение которых мы играли вместе, я знакомился со всем, что там появлялось. Кроме того, много академической музыки довелось слушать в процессе учебы в колледже.

– Как Happy 55 обрели сего­дняшний вид?

– В 2003 году у нас поменялся состав. В частности, сменился бас-гитарист, появилась флейтистка. Ушел гитарист. Естественно, подобные перемены не могли не сказаться на музыке. Новая вариация Happy 55 напоминала уже не джаз-рок, а лаундж. Но для лаунджа это было слишком насыщенным тематически и концептуально. Конечно, поменялась и эстетика. Мы стали расти в плане организации формы, сонорики, каких-то способов коллективного звучания. Очередная смена состава произошла в 2007 году: мы остались вдвоем с барабанщиком. И начали играть уже нечто похожее на то, что играем сейчас. Кстати, до сих пор исполняем первую пьесу, которую сочинили вместе… Коллектив стал обрастать новыми участниками, к нам присоединился кларнетист Геннадий Чухлов. Позже появился электронщик Никита Бондаренко, внесший в музыку своеобразную актуальную волну. И теперь собираемся записать новый материал, которого уже накопилось на целый альбом. Планируем начать студийную работу в мае-июне. Надеемся сделать это в Питере, в Доме композиторов.

Без демок и заявок

– Альбом «Волшебное слово» группы Happy 55 официально выпустил знаменитый лейбл Андрея Гаврилова SoLyd Records. На этой фирме, в частности, вышло несколько альбомов «Аквариума». Да и вообще фирма издала много хороших рок- и джаз-исполнителей… Как получилось «вписаться» в каталог столь уважаемого издательства?

– Мы несколько раз играли с известным российским саксофонистом Алексеем Кругловым. Он нас пригласил в Москву на фестиваль, проходивший в культурном центре «Дом». И вообще оказал максимальное содействие. Он же поговорил с Гавриловым, который решил выпустить у себя наш альбом… Понимаешь, на лейблы и фестивали попадают почти исключительно по рекомендациям. Тех, кто прорвался «общим порядком» – где-то один процент. Демки, заявки – это чушь. Никто их не слушает. Ну, почти никто: к примеру, продюсер фестиваля «МузЭнерго» Юра Льноградский честно отслушивает все, что к нему попадает. Но таких людей – единицы. С одной стороны, получается замкнутый круг: как тебе, новому хорошему исполнителю, попасть на фестиваль, если все делается через знакомства? Ведь уважаемые люди как-то должны тебя услышать. А где, если выступить никуда не пускают? Но, как показывает жизнь, судьба все равно дает шансы. А выпуск альбома на лейбле… Суть современного выпуска дисков на какой-то фирме состоит в том, что на альбоме стоит значок уважаемого издательства. Это говорит о том, что фирма пропустила через свои фильтры такой-то коллектив. О продажах здесь речь не идет.

– А как ты относишься к физическим носителям? Многие считают, что теперь они вообще не нужны.

– Мне – нужны. Я люблю диски. С удовольствием покупаю на концертах и слушаю. Пока нет возможности слушать все это на hi-end или hi-fi аппаратуре, но сам носитель для меня ценен. В магазинах диски сейчас практически не покупаю. Но на гастролях частенько пересекаюсь с музыкантами, в том числе с зарубежными – и они дарят свои альбомы.

Двигательная основа

– На воронежской «Усадьбе Джаз» в этом году запланирован концертный сет твоего нового проекта – «Цёй». Расскажи о нем.

– Туда входит весь состав музыкантов, который работает в Камерном театре в проекте «Fragile/Хрупкое». Группа состоит из семи человек. Коллектив Happy 55 там представляют трое: я, Саша (Битюцких, барабанщик – прим. авт.) и Никита (Бондаренко – прим. авт.). В «Цёе» две девушки-вокалистки. Если говорить об эстетике, нечто похожее можно услышать у Talking Heads. Но именно по эстетике. Не по музыкальному языку! Это – «двигательная основа»: то, подо что приятно подвигаться. Она «садится в суставы», на месте тут не устоять. Музыка акцентированно танцевальная. Но – со специфической гармонией и поэзией.

– Тексты, кстати, классные. И действительно специфические. Кто автор?

– Я.

– Интересно услышать и о том, как возникло «Другое дело»…

–Я какое-то время участвовал в группе Gleam. Это нечто рок-ориентированное, с акцентом на драйв и на определенную простоту. Меня такая музыка тоже глубоко трогает, и в какой-то момент появилась потребность сделать нечто в этом ключе. И в 2009 году мы «выделили» из Happy 55 проект «Другое дело». Первые наши опыты, первые созданные вещи вошли в самиздатовский альбом «Шнитке80». В 2013 году вышел альбом «Молодой человек», который как-то пролетел мимо нас самих: песни из него мы почти не играем на концертах. Он записан с живым басистом, а сейчас мы с живым басистом не играем. Реализовать эти идеи в электронном звучании, с одной стороны, сложновато, а с другой – просто не надо.

«Зерна» прежде всего!

– Вопрос о музыкальных направлениях, жанрах и стилистиках – он изначально странный. Но все же я должен спросить: какие музыкальные «ответвления» тебе наиболее близки?

– Я знаком со всеми существующими направлениями. Всегда интересно открывать нечто новое. Интересное есть и в рэп-среде, и в тяжелых направлениях – да где угодно! Как возникает стиль? Появляется исполнитель, который настолько убедительно доказывает целесообразность такого вот сочетания звуков и ритмов, что образуется новый стиль. Как правило, это всегда чревато всплеском эпигонства. Появлением нового материала, который очень сильно отличается в худшую сторону от первоисточника. А что касается первоисточников… В любом жанре есть, по крайней мере, два-три исполнителя, от которых «срывает башню». До сих пор с удовольствием открываю для себя какие-то вещи. Это непрекращающийся процесс. Я ни от чего не устал и мне ничего не приелось. Музыкой восхищаюсь точно так же, как в подростковом возрасте. Когда душа настроена особенно чутко, все воспринимается близко к сердцу. У меня ничего не изменилось. Разве что больше стал «брюзжать» и более критично относиться к некоторым вещам.

– Это к каким?

– Меня всегда интересует наличие собственного художественного «зерна». Полагаю, я способен его услышать в любой звуковой каше, которая, скажем, может появиться при некачественной записи. Я могу простить все, что угодно – некачественную запись, «невыигранные» пассажи; если есть индивидуальность, если есть художественная суть – то это достойно. Часто приходится встречаться с критикой, которая волной обрушивается на молодых исполнителей, обвиняя их в непрофессионализме. Мне это претит. Поскольку убивает очень хорошие ростки… И такими вещами занимаются, как правило, люди, которые сами не способны ни на что. Обращать внимание нужно все же на содержательные вещи. И обязательно это поддерживать.

– В нашем городе есть, что и кого поддерживать?

– Конечно! Я очень люблю воронежскую сцену. У нас достаточно действительно достойных, интересных коллективов. Есть настоящие супергерои – например, Аня Тихонова и группа Dude and the cenral lock. Я слышал много коллективов, играющих в жанре старого английского рока – родом из начала семидесятых. Но именно у Ани получается это делать органично. У нее – свое, автономное преломление этой культуры. Хотя я не сторонник того, чтобы русские люди пели на английском. В Воронеже существует удивительная прослойка и самоценного рока, и блюза. Замечательная инди-сцена. Тот же Саша Майла из «Майла Band». Тот же «Молотов коктейль», прославившийся на независимой сцене 90-х, «Лиры Монро». Всех навскидку и не назовешь – у нас много хорошего!..

Прямая речь

«Многие в свое время разъехались из Воронежа; была такая тенденция – перебираться в Москву. В девяностые мои друзья-музыканты уезжали туда десятками. В итоге один-два человека занимаются тем, за чем ехали: собственно музыкой. В большинстве же случаев подобные вояжи низводятся, как правило, до чисто бытового существования. Зато – в Москве! Мне кажется, на современном пространстве такое перемещение – абсолютно бессмысленный поступок. Хотя – каждому свое…»