Газета,
которая объединяет

Закупай отечественное!

Рубрика: Колумнистика№ 64 (1779) от
Автор: Юрий Бабаян

Минсельхоз готовит постановление правительства РФ, которым будет запрещаться при проведении госзакупок приобретение целого ряда импортных продовольственных товаров. Под удар попадут, в первую очередь, те из них, которые в достатке производятся на территории страны.

Проект постановления правительства «Об установлении запрета на допуск пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уже размещен на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения. Он включает в себя список импортных товаров, закупки которых будут запрещены при проведении тендеров госучреждениями. В него попали охлажденная говядина и свинина, охлажденное и замороженное мясо курицы, филе рыбы, рис, сухое молоко, сливки, сливочное масло, сгущенка, сыр, творог.

Цель принятия этого постановления проста и понятна – таким образом разработчики планируют защитить производителей Таможенного союза, производящих данные виды продукции. И действительно, когда организации закупают за бюджетные деньги товары иностранных производителей (то есть фактически поддерживают экономику других государств), это выглядит очень нелогично.

Еще более нелогичным выглядит, например, факт закупки импортной охлажденной свинины и говядины. «Охлажденка» – это вам не «заморозка», у нее имеется весьма ограниченный срок реализации. Срок, который зачастую невозможно выдержать из-­за логистики. Соответственно, поставщик, выигрывающий конкурс на поставку импортной продукции подобного плана, заранее рискует поставить заказчику некачественный товар. А среди таких заказчиков, на минуточку, встречаются больницы, детские сады и школы.

Да и остальная продукция, в достаточном количестве производимая в России, несомненно, должна пользоваться определенными привилегиями, когда закупается за бюджетные деньги. В конце концов, правительство сегодня активно инвестирует в поддержку отечественных сельхозтоваропроизводителей, и подобное ограничение для государственных заказчиков может стать еще одной мерой стимулирования российского аграрного производства, особенно в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию. Кстати, учитывая серьезную направленность экономики Воронежской области, этот факт не может не радовать производителей региона.

Кого он может огорчить – так это заказчиков из регионов Дальнего Востока и Сибири. Так, например, если постановление будет принято в предлагаемом виде, им будет отныне запрещено закупать рис, произведенный в Китае или Вьетнаме, а также новозеландские молочные продукты. Сегодня они составляют очень серьезную долю в производимых здесь госзакупках – до 30%. Переход на отечественное приведет, в свою очередь, к удорожанию для них продуктов – согласитесь, везти, например, в Хабаровский край рис, выращенный в Краснодаре, несоизмеримо дороже, чем приобретать продукцию соседних китайских производителей. Но, по сути, государственная машина таким образом просто переложит деньги из одного кармана в другой. Ведь, заведомо идя на удорожание закупок, оно и будет оплачивать их из бюджета. Правда, бюджет этот будет региональным, но это – уже второй вопрос. Если областные и краевые власти не смогут справляться с подобной нагрузкой, федерация может предусмотреть и систему субсидирования для осуществления торгов подобного плана. В любом случае, плюсов от этого решения она получит больше, чем минусов. И, отметим, не только экономических плюсов.

Например, однозначно будут достигнуты серьезные улучшения в вопросах качества поставляемой в госучреждения продукции. Она будет произведена в рамках технических регламентов, принятых в Таможенном союзе, а производители будут полностью подконтрольны российским органам власти. Сегодня, к сожалению, за поставку некачественной продукции к ответственности можно привлечь разве что поставщика, если товар был привезен из­-за границы.

Вообще, принятие данного постановления может стать отправной точкой для реализации политики импортозамещения на территории Российской Федерации по всем отраслям экономики. Известно, что участие в государственных и муниципальных торгах является для целого ряда предприятий основой их бизнеса. И если постепенно вводить для них требования использовать в работе исключительно российские материалы, оборудование, рабочую силу, то уже в ближайшие годы за этот счет можно осуществить резкий подъем производства и доходов, причем в совершенно разных отраслях. Единственный минус такого подхода будет скрываться в том, что отечественное – не всегда значит дешевое. Соответственно, проповедуя такую политику, государство должно быть готово к увеличению сумм, направляемых на осуществление закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. В отдаленной перспективе это, несомненно, принесет свои дивиденды. Но готова ли власть ждать несколько лет?..