Газета,
которая объединяет

К нам едет виртуоз

Соло пианиста для воронежской публики
Рубрика: Культура№ 41 (1323) от
Автор: Оксана Мишина

Подготовка к международному Платоновскому фестивалю, что впервые состоится в Воронеже нынешним июнем и представит публике фигуры, скажем так, мирового масштаба, идет полным ходом. В числе знаменитых деятелей культуры, уже подтвердивших участие в грандиозном, по местным и не только меркам, мероприятии – пианист-виртуоз Владимир Могилевский, который выступит с концертом 7 июня.

Специалисты характеризуют Могилевского, артиста фирмы «Steinway», как разностороннего мастера, освоившего репертуарное многообразие музыкальных стилей: от Баха до современной музыки. Его концертные программы отличаются бесценным для исполнителя качеством: отсутствием трафаретности. В них всегда в наличии четкая концепция и музыкальная идея; признанные сочинения классиков соседствуют с малорас­пространенными и забытыми произведениями великих композиторов. Не менее известен Владимир активной деятельностью по популяризации камерной музыки; громкий, в частности, резонанс имели дуэтные вечера Могилевского с американским виолончелистом Мэттом Хаймовицем и скрипачом Вадимом Репиным.

Потрясающе индивидуален

Владимир Могилевский родился в 1970 году в Москве. Окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных, в 1995-м перебрался в Германию, где посейчас живет и работает. Работает, надо сказать, более чем успешно: маэстро – лауреат и призер ряда международных конкурсов и фестивалей. Он гастролировал во многих странах Европы, Израиле, Южной Африке, и вот теперь – предстанет во всей полноте таланта и мастерства перед воронежскими меломанами.

Связавшись с музыкантом загодя, мы услышали из первых уст: пианист, способный довести публику до восторженного экстаза, с особым чувством предвкушает приезд в столицу Черноземья.

– Собираюсь в Воронеж с большим волнением и огромным интересом, – признался Владимир. – Ваш город давно привлекает меня своей многовековой уникальной историей. Не сомневаюсь, что в Воронеже присутствует атмосфера, свойственная только великим городам, местам, где жили и творили выдающиеся люди, гордость страны. И у меня есть большое желание приобщиться к этому живительному источнику лично, внести свою лепту в диалог о прекрасном, познакомиться с воронежцами посредством классической музыки. И, надеюсь, привнести в их жизнь приятные и радостные минуты.

– А каково восприятие нашего города как неофициальной культурной столицы Черноземного края?

– Я впервые приезжаю в Воронеж и, естественно, не знаю город, как говорится, «изнутри», имею о нем лишь предварительное мнение. Конечно, я много слышал о насыщенной культурной жизни вашего края. О том, что Воронеж – родина русского военно-морского флота и советского военно-воздушного десанта, что он имеет богатую 425-летнюю историю. Мне же, как человеку творческому, особенно дороги имена великих деятелей культуры, судьбы которых тесно связаны с вашим городом – таких, как Алексей Кольцов, Иван Никитин, Иван Бунин, Иван Крамской, Осип Мандельштам, Анатолий Дуров, Витольд и Леопольд Ростроповичи, Мария Мордасова, Леонид Броневой и, конечно, Андрей Платонов. Эти и многие-многие другие имена, несомненно, говорят сами за себя и определяют ту особую атмосферу духовности, при которой смогли появиться и проявиться столь выдающиеся таланты.

– А конкретно с Андреем Платоновым насколько вы знакомы – в смысле, разумеется, творчества? Входит ли этот автор в круг любимых?

– Я, безусловно, знаком с творчеством Андрея Платонова. Более того, этот замечательный писатель мне интересен и привлекателен своей индивидуальностью, которая проявляется во всем: в мыслях, философии, стилистике и символике языка. Чтобы понять философскую подоплеку произведений Платонова, от читателя требуется определенная работа. А еще импонирует мне многослойность произведений писателя. У него много подтекстов, иронии, при каждом прочтении находишь все новые и новые мысли «между строк». Андрей Платонов действительно стоит особняком среди великих русских писателей: он потрясающе индивидуален, оригинален, ни на кого не похож. Эти качества я очень ценю в искусстве вообще, поэтому творчество Платонова мне так дорого.

В компании со Скрябиным

– Какую публику вы хотели бы видеть в воронежском зале?

– Я всегда придерживался мнения, что музыка, как и искусство в целом, должна облагораживать людей. И объединять их – прежде всего. Также очень хочется, чтобы высокое искусство превратилось из элитарного в массовое. Чтобы как можно больше людей смогли насладиться прекрасным созданием человеческого гения. Я всегда тщательно продумываю программу концертов, стремясь, чтобы каждый из моих слушателей, обладающих самыми разнообразными вкусами, смог бы услышать что-то близкое своей душе. Программа для международного Платоновского фестиваля тоже составлена на контрастах и настолько разнообразно, что, уверен, она будет интересна и завсегдатаям концертных залов, и молодым людям, которые, возможно, впервые посетят концерт классической фортепианной музыки. Вообще должен отметить, что сейчас наблюдаю на моих европейских концертах возрождение интереса у молодого поколения к классической музыке, что меня очень радует. Было бы невероятно приятно увидеть как можно больше юных лиц и в зале воронежской филармонии.

– Какими соображениями продиктован выбор конкретных произведений, которые прозвучат в Воронеже?

– Концепция моей концерт­ной программы в том, чтобы познакомить слушателя с миром идей, атмосферой музыки и эпохи, в которую жил и творил писатель Андрей Платонов. И которые, естественно, так или иначе повлияли на его творчество; ведь интереснейшее время в музыке было! Одновременно с еще присутствующим романтизмом появились импрессионизм, экспрессионизм, джаз и даже авангард.

Я поделил концерт на две части. В первом отделении прозвучат произведения русских композиторов, представляющих первую половину двадцатого века. Это современники Платонова: Лядов, Глиер, Прокофьев, Скрябин, Рахманинов. Второе отделение будет отдано сочинениям зарубежных композиторов, творивших в первой половине двадцатого века: Дебюсси, Сен-Санса, Мошковского.

Все названные авторы – подчеркнуто различны. Трогательные романтические миниатюры Лядова и Глиера, идейно и стилистически возвращающие слушателя в девятнадцатый век, соседствуют с абсолютно революционными новаторскими идеями, резкими диссонансами, дерзким вызовом и смелыми экспериментами молодого Прокофьева; цикл «Сарказмы», написанный в 1912-1914 годах, – яркое тому подтверждение. Самое примечательное, к слову, то, что Прокофьев был учеником Лядова и Глиера!..

Помимо этих композиторов, огромное влияние на Платонова оказало, несомненно, творчество его великих современников: Скрябина и Рахманинова. Я представлю в концерте гениальные произведения Скрябина: «Прелюдию», «Ноктюрн для левой руки» и поэму «К пламени». Интересно, что пьесы, написанные для левой руки, Скрябин сочинил, будучи молодым человеком, после личной трагедии: он, тогда успешный концертирующий исполнитель, «переиграл» правую руку – и был вынужден закончить карьеру пианиста. Так или иначе, эти пьесы – непревзойденные шедевры.

Завершу я первое отделение двумя популярнейшими прелюдиями Рахманинова, которые наиболее ярко передают образ великого композитора. Зарубежная музыка будет представлена «Бергамасской сюитой» и «Вальсом» Дебюсси, родоначальника импрессионизма – течения, характеризующегося тонкими образами природы и чувств. А «Танец смерти» Сен-Санса, гениальная симфоническая поэма французского композитора, призван передать синтез ярчайшего мастерства и изобретательности с совершенно новыми красками и эффектами, особой театральностью музыкальных образов.

В финале концерта прозвучат четыре миниатюры польского композитора Мошковского. Хочется, чтобы эти небольшие пьесы с их брызжущей виртуозностью, оптимизмом и энергией позитивно зарядили публику.

Запрограммированный успех

– Согласились бы вы, по сегодняшнему ощущению, стать постоянным участником международного Платоновского фестиваля?

– Мне, повторюсь, очень близка сама его идея; творческая атмосфера фестиваля, которую лично я уже предвкушаю, запрограммирована изначально – чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на список имен и персональные программы участников. Плюс – интереснейшая концепция, ориентированная на бережное воссоздание идеологии, творческой атмосферы и эпохи, в период которой жил и работал Андрей Платонов. Отмечу в этом контексте несомненную заслугу, прежде всего, Михаила Владимировича Бычкова – яркого художника и организатора. Все перечисленные факторы позволяют надеяться на то, что международный Платоновский фестиваль будет совершенно уникальным явлением; он уже вдохновил меня на новые идеи и поиски. И я был бы рад стать постоянным участником этого события; могу только представить, какие идеи родятся по возвращении из Воронежа!

– А сейчас, в преддверии праздника, чего бы вы пожелали участникам, гостям, организаторам фестиваля, да и всем воронежцам тоже?

– Желаю всем-всем-всем получить большой заряд вдохновения и радости от встреч с прекрасным. Хочется, чтобы по прошествии фестиваля мы все – и гости, и хозяева – смогли увидеть мир, жизнь нашу во всем ее многообразии. И стали бы хоть чуточку счастливее. Ведь красота, как известно, спасет мир.