Газета,
которая объединяет

Коммунальный интерактив,

или Воронежское ЖКХ в режиме онлайн
Рубрика: от
Автор:

2013 год для жилищно-коммунальной отрасли Воронежа наверняка сложится очень непросто. Нет, объективных предпосылок для этого в виде сворачивания федеральных программ, аномальных морозов или каких-либо иных форс-мажоров вроде бы не предвидится. Но в сентябре город выбирает нового мэра, а предвыборная пора всегда – всем катаклизмам катаклизм.

Жилищно-коммунальное хозяйство в канун выборов – пожалуй, излюбленная тема. Ее активно используют в ходе политической борьбы как власть, так и оппозиция. Да и правоохранительные органы после отмашки первого лица страны тоже проявили к ней повышенный интерес. Этот интерес уже ощутили на себе многие управляющие компании города. В стороне не осталась и саморегулируемая организация некоммерческое партнерство «Воронежская коммунальная палата» (далее СРО НП «ВКП») как самое крупное воронежское профессиональное объединение в сфере ЖКХ. Обыски в палате провели в рамках уголовного дела, никак не связанного с ВКП. Но, похоже, тут уж никуда не деться: приближаются выборы…

Правила, стандарты и три копейки

Претензии касались УК «Северо-Восток» – компании, входящей в некоммерческое партнерство. По версии следствия, кто-то в 2010 году перечислил со счета МУП «МИВЦ» на счет управляющей компании лишние средства.

Безусловно, оценку этому факту дадут компетентные органы, но не будем забывать, что «Воронежская коммунальная палата» – это саморегулируемая организация, профессиональное сообщество. Управляющие же компании, входящие в «ВКП» – самостоятельные юридические лица, которые ведут хозяйственную деятельность независимо друг от друга и парт­нерства, в котором состоят.

Созданная для сбора лучших проектов и решений в сфере ЖКХ, анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, «Воронежская коммунальная палата» консультирует управляющие компании и население по вопросам ЖКХ, дает юридическую экспертизу договоров УК, предлагает свои методические рекомендации по управлению домами. По сути, главная задача «ВКП» – разработка и усовершенствование стандартов оказания жилищно-коммунальных услуг населению. Чтобы УК действовали строго в рамках законодательства и работы, которые они выполняют на жилфонде, полностью удовлетворяли собственников.

– С самого начала своей деятельности в 2009 году мы старались перенять лучший опыт работы организаций жилищно-коммунального комплекса страны, – говорит генеральный директор СРО НП «ВКП» Владислав Ландсберг. – Специально для этого работники «Воронежской коммунальной палаты» регулярно выезжали для обмена опытом в другие регионы, перенимали те новации, которые уже хорошо зарекомендовали себя в том или ином субъекте федерации и могли быть реализованы на территории Воронежской области.

Сегодня в состав «Воронежской коммунальной палаты» входит 14 управляющих компаний Воронежа. В областном центре компании-участники некоммерческого партнерства управляют 60% всего его жилого фонда, или более 3 тысячами многоквартирных жилых домов.

Естественно, членство в некоммерческом партнерстве не бесплатное. В среднем управляющая компания платит членские взносы саморегулируемой организации – по три копейки с квадратного метра обслуживаемого жилого фонда.

Что приобретает за эти деньги член ВКП, кроме необходимых консультаций по всем аспектам работы? В первую очередь – право на оказание в случае необходимости помощи из созданного внутри СРО компенсационного фонда. Помощь эта может быть востребованной в ситуациях, приведших к возникновению ущерба на обслуживаемом жилом фонде.

Не выходя из дома

Несомненные преимущества от членства управляющей компании в СРО НП «Воронежская коммунальная палата» приобретают собственники жилья, обслуживаемого этой УК. Например, они имеют возможность пользоваться услугами единой диспетчерской службы ВКП. Эта структура, хорошо зарекомендовавшая себя за время работы, позволяет жителю при обращении в УК с проблемой технического характера отследить свою заявку с момента подачи до момента ее исполнения. После того как проблема устранена, оператор службы связывается с собственником и уточняет, насколько своевременно и качественно были проведены работы сотрудником управляющей компании.

В ближайшие месяцы в рамках работы ЕДС будут доступны еще две услуги. Первая из них – это разъяснение собственникам отдельных аспектов жилищно-коммунального законодательства. Вторая – консультирование населения по вопросам начисления тех или иных сумм за ЖКУ.

–Законодательство в сфере ЖКХ довольно сложное и меняется быстро, – поясняет данную новацию Владислав Ландсберг. – Зачастую и специалистам бывает непросто разобраться во всех нюансах. Поэтому в ближайшей перспективе жильцы домов, обслуживаемых компаниями-членами ВКП, будут иметь возможность получать разъяснения юридических тонкостей по телефону, не выходя из дома. Ну а консультации по вопросам правильности начислений – это задача, понятная любой эксплуатирующей организации.

Сегодня такую работу ведут все УК, входящие в СРО, но только жителям приходится идти за разъяснениями в бухгалтерию по начислениям управляющей компании. Примерно к лету такие вопросы собственники смогут решать по телефону, не выходя из дома.

– Конечно, запуск подобного сервиса потребует от нас привлечения дополнительного числа специалистов, которых нужно предварительно обучить, – продолжает Владислав Сергеевич. – Но эта работа уже ведется, и надеюсь, что через два-три месяца мы сможем объявить о новых возможностях нашей единой диспетчерской службы.

Вдобавок к этому, с 1 марта 2013 г. жильцам домов, обслуживаемых управляющими компаниями, входящими в СРО НП «Воронежская коммунальная палата», доступен интернет-сервис «Личный кабинет». Он не только позволяет хранить историю всех платежей собственников, но и вносить показания индивидуальных приборов учета ресурсов, формировать квитанцию на оплату, а в перспективе даст возможность населению оплачивать жилищно-коммунальные услуги в режиме онлайн.

Чья хата с краю?

Повышение уровня интер­активности в отношениях с населением – не простая прихоть. Стремительно меняющееся законодательство в сфере ЖКХ сегодня нередко приводит к конфликтным ситуациям, разрешение которых ложится бременем именно на управляющие компании. Ведь жители обычно не разбираются ни с законодателями, принимающими те или иные нормативные акты, увеличивая плату за ЖКУ, ни с ресурсоснабжающими организациями, в пользу которых эти средства и собираются. Они идут туда, куда привыкли – в контору ЖЭКа, где сегодня, как правило, располагаются офисы УК.

– Населению по большому счету не интересно, какие платежи они осуществляют управляющим компаниям, а какие – поставщикам воды или тепла, – говорит Владислав Сергеевич. – Что из всех средств, которые собственники вносят по квитанциям, на содержание и текущий ремонт остается примерно пятая часть. Более того, в УК – участниках партнерства – работает система расщепления платежей, когда еще на уровне оплаты потребителем ЖКУ через Сбербанк деньги, положенные для перечисления поставщикам, сразу уходят на их счета. Надеемся, все наши новые проекты помогут повысить информированность жителей, сделать сферу ЖКХ прозрачнее и понятнее.

В последнее время, по словам Владислава Ландсберга, в Воронеже особо остро встал вопрос с платой за воду, идущую на так называемые общедомовые нужды. Фактически общедомовые нужды – это разница между показаниями общедомового прибора учета воды и суммой показаний индивидуальных счетчиков и нормативщиков. Что-то подобное воронежцы давно уже оплачивают в рамках электроснабжения по строке «Освещение мест общего пользования». Однако, если плата за свет в подъезде всем понятна, то вот плата за «общедомовую воду» вызвала у людей большой протест. В подавляющем большинстве случаев разница между показаниями общедомового прибора учета и объемом квартирного потребления возникает из-за «нулевых» квартир, в которых не установлены счетчики, нет прописанных, но при этом проживают квартиранты. Именно эти кубы, потраченные, но не оплаченные хозяином жилплощади, и отражаются потом в цифрах общедомового счетчика. Дом потребил эти кубометры, соответственно, должен их оплатить.

В то же время, вместо праведного гнева, возможно, есть смысл посмотреть на тех, кто живет на вашей лестничной клетке. Быть может, вы платите за тех пятерых-шестерых студентов, что проживают без регистрации в квартире напротив, в которой прописана одна старушка. О таких студентах обычно знают все соседи, однако не говорят о них ни работникам управляющей компании, ни участковому.

Но не исключено, что новые правила предоставления жилищно-коммунальных услуг, введенные правительством России, и отраженная в них необходимость оплачивать общедомовые нужды изменят эту ситуацию.

Жильцы должны понимать, что поставщики воды, тепла и других ресурсов не собираются никому и ничего дарить. И если кто-то жалеет «бедных студентов» или пенсионерку, сдающую им жилье, то будет платить за них из своего кармана. Так что нужно сто раз подумать – актуален ли в новых условиях так горячо любимый многими принцип «Моя хата – с краю»?

Это интересно

Как оплатим ОДН?

Сегодня термин «Общедомовые нужды» (ОДН) знаком лишь жильцам домов, оборудованных общедомовыми приборами учета ресурсов. Но уже с 1 мая 2013 г. соответствующая строка в жировке появится и там, где ОДПУ не установлены.

По новым Правилам предоставления коммунальных услуг, начисления за общедомовое потребление проводятся пропорционально общей площади вашего жилого помещения. Эту площадь делят на общую площадь помещений дома, и получается коэффициент, который умножается на объем воды, затраченной на общие нужды. Так рассчитывается личная часть общедомового потребления – объем на ОДН на нашу жилплощадь. Этот объем умножается на установленный тариф и получается сумма за ОДН.

Если дом не оборудован ОДПУ, то расчет, например, воды в этом случае производится по нормативам на ОДН, которые установило областное управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Плата за коммунальный ресурс, предоставленный на общедомовые нужды, приходящийся на вашу квартиру, считается так: установленный норматив потребления на ОДН умножаем на общую площадь помещений, относящихся к общему имуществу дома, а затем умножаем на коэффициент (площадь вашего помещения делится на общую площадь жилых помещений дома) и умножаем на тариф.

Очевидный плюс нововведения: за потребленную воду, наконец, начнут платить так называемые «нулевые» квартиры (там, где не установлен индивидуальный прибор учета, нет зарегистрированных, но при этом проживают квартиросъемщики). Раньше собственникам таких помещений в квитанциях за воду приходил «0». Соответственно и излишки воды по общедомовому прибору учета (которые как раз квартиранты и потребили) по старым расчетным формулам на них не раскидывался. По новым правилам сверхпотребление собственники таких квартир оплатят пропорционально своей жилплощади. С другой стороны, если вы были в отпуске и действительно не жили дома, скажем, целый месяц, за ОДН заплатить все равно придется. Опять же пропорционально квадратным метрам. Таковы правила, утвержденные правительством РФ. Кстати, наибольшая нагрузка по ОДН ляжет именно на тех, кто живет в квартирах большой площади.

В тему

Правоохранный интерес

На днях начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Воронежской области Сергей Воложинов, представляя новый отдел, которому поручено распутывать коммунальные хитросплетения, заметил: «Если не так давно самой острой темой было долевое строительство, то теперь на первый план вышло жилищно-коммунальное хозяйство».

Проблем в отрасли действительно хоть отбавляй, начиная от нестыковок в многочисленных федеральных правилах и постановлениях, заканчивая применением их на практике, когда добросовестные собственники буквально взвыли от доначислений по общедомовому счетчику, показывающему, собственно, сколько ресурса дом потребил. Поэтому новый отдел при ГУВД области, конкретно заточенный под коммунальную тематику, только придаст сфере большей публичности и открытости.

И здесь вмешательство правоохранительных органов как нельзя кстати.

– Любые поверки – это прежде всего профилактика. Я за то, чтобы проводилось больше проверок, – уверяет Сергей Воложинов. – Тем более, с учетом того, что тема ЖКХ сегодня очень актуальна, проверки нами проводятся объемные и качественные, по всей области.