Газета,
которая объединяет

Реинкарнация выборов

В минувшую пятницу Владимир Путин внес в парламент страны законопроект о выборах депутатов Госдумы. Предполагается, что главным изменением должно стать возвращение в избирательную практику одномандатных округов, а также – возможности выдвигать кандидатуры вне списка партий. Внешне это выглядит как серьезное расширение политического поля. Но если судить по тому, как нивелируется сегодня закон о выборах губернаторов, то и нынешние инициативы тоже могут оказаться лишь формальностью.

На мой взгляд, в сложившейся ситуации есть свой некий скрытый юмор. Во-­первых, потому, что право выбирать «одномандатников» и губернаторов нам широким жестом возвращают те же лица, что и отобрали. Во-­вторых, потому, что никакой ожидаемой бурной народной радости по этому поводу не наблюдается. Как, собственно, ранее и не было печали по отмене всех этих «достижений демократии».

Люди – кто умом, кто интуицией – понимают, что ни депутат от партии, ни самовыдвиженец – никто не станет «трибуном народных чаяний», «защитником от произвола власти» и т.д. Более того, политик-­одиночка, не делегированный во власть партийной номенклатурой, априори сделает для людей даже меньше коллег, аффилированных с вертикалями власти. Ведь все его рабочее время будет посвящено стремлению влиться в тот или иной «клан», заиметь статус и имя, которое потом можно успешно «продавать» – как на следующих выборах, так и в различных других ситуациях. Да и вообще, если задуматься, как депутатский корпус влияет на нашу повседневную жизнь? Про законы говорить не надо: мы все знаем, кто их пишет, а кто за них лишь голосует.

Что касается губернаторов – выбранных или назначенных – то они «вертятся» между интересами федерального правительства, разного уровня бизнес-­элит и своими собственными. И все же – они ближе людям. Они не переезжают в Москву и не могут имитировать бурную деятельность перечислением принятых в парламенте документов. От губернаторов жители регионов ждут и решения проблем ЖКХ, и стимулирования промышленности вкупе с малым бизнесом, и строительства детских садов, и роста средней заработной платы, и дополнительной социальной помощи. Пока глав регионов назначали, народные ожидания имели несколько латентный характер. Выборы же предполагают некий механизм публичной ответственности за результаты своей работы. И, как оказалось, далеко не все губернаторы хотят проходить через него.

В своем подавляющем большинстве они – назначенцы, умеющие решать вопросы в кулуарах власти, знающие ходы и выходы в министерствах, имеющие влиятельных друзей в аппарате президента и правительства. Но эти люди психологически не готовы к тому, что им придется добиваться расположения не таких же, как они, чиновников, их «братьев по крови», а обычного населения. Нынешние главы регионов, в основной массе, никогда не проходили через механизм выборов и боятся его.

Именно это стало причиной активных атак, предпринятых на местах с целью нивелировать закон о выборах губернаторов. Как неожиданно выяснилось, в целом ряде регионов местная политическая элита инициативу президента, конечно, поддерживает, но очень хочет ее скорректировать. Республики Кавказа добиваются, чтобы глав, как и сейчас, назначали из Москвы, а в ряде областей предлагают доверить назначение губернаторов местным депутатам региональных парламентов (читай, самим же губернаторам).

Вал подобных «пожеланий» оказался столь велик, что Госдума не могла не протянуть руку помощи испугавшимся прямых выборов регионам – приняла в первом чтении законопроект, позволяющий не проводить их. В ответ прогремел небольшой политический скандал: законодательные собрания Приморского края, Татарстана и Башкирии отказались поддержать эту инициативу старших коллег. Но «собака лает – караван идет». И в субъектах Федерации уже спешат выступить в СМИ «лидеры общественного мнения», с умным видом обосновывающие, почему именно в их крае или области прямые выборы станут ошибкой.

Конечно, как всегда последнее слово остается за Кремлем. И, как предсказывают эксперты, идея прямых губернаторских выборов еще может быть в целом спасена. Возможно, их разрешат заменять точечно – в многонациональных республиках, сложносоставных субъектах РФ – тех краях, где выборы могут дестабилизировать политическую обстановку.

Но теперь последний вопрос: что объективно дадут выборы губернаторов населению? На мой взгляд, при действующей системе распределения налогов, при контроле центральной власти над тарифами на энергоносители – избранный глава мало чем будет отличаться от назначенного. Ему также придется «проситься» в федеральные программы, «стучаться» в двери министерств и ведомств и также не иметь ресурсов для реальной дополнительной социальной помощи населению. И все равно я за выборы. Пусть это лишь психологическое испытание. Но его обязаны пройти те, кто берет на себя право решать судьбы целых регионов.