По праву стильного
У партии «Правое дело» появился истинный вождь – Михаил Прохоров. Как Рюрик на Русь, Прохоров был зван в «Правое дело» со стороны. И так же, как Рюрик, стал полновластным хозяином среди позвавших его. За избрание бизнесмена лидером отдали голоса то ли 107, то ли все 109 делегатов съезда. Что показательно – на съезде также были внесены изменения в устав партии: политическое объединение отказалось от института сопредседателей, предпочтя принцип управления одним человеком с неограниченными полномочиями.
Да, Михаилу Прохорову с высоты его положения, равно как и роста (2 метра 4 сантиметра) – явно виднее остальных. Кстати, «рост Михаила Прохорова» – сейчас самый популярный запрос на Яндексе. Прохоров даже в своем блоге точный рост специально указал, дескать, многие интересуются, а коегде, бывают, пишут на 2 сантиметра меньше.
Рискну заявить, что новый вождь «правых дел» вообще – самое показательное политическое явление России начала 10х. Политик Михаил Прохоров означивает, овнешняет те процессы, о существовании которых все знают либо догадываются. Но публично об этом не говорят. Еще Прохоров – маркер, его политическая роль – обозначать стилевые особенности эпохи. Все вокруг него становится красноречивым знаком.
Многие помнят Куршевель2007, куда будущий лидер российских «правых» привез «умных, красивых и молодых спутниц» для приятного интеллектуальноспортивного досуга, а местные власти сочли милых дам Прохорова проститутками. То был знак рождающегося в муках российского гламура.
Помним мы и спустя два года инспирированное Прохоровым гуляние журнала «Русский пионер» на крейсере Аврора – это означало, что гламур политически созрел для манифеста. Чтобы не возникло недопонимания, поясню, что под «гламуром» я в данном случае имею в виду все самое яркое, успешное, богатое и модное, что есть в России. Сам Прохоров и есть живое воплощение гламура.
И вот у гламура появилась своя партия, которая только для этого и родилась на свет. Как заметил член федерального политсовета «ПД» Борис Надеждин, «единоначалие (Прохорова, разумеется – авт.) — это «сбывшаяся вековая надежда» «Правого дела». «Он царь, отец, Бог и воинский начальник», — пояснил Надеждин. Без сомнений, и сам Надеждин пришел в политику только для того, чтобы объявить об этом «сбытии надежды».
Какие еще есть стилевые особенности у эпохи, кроме гламурных? Есть пока еще конституционно неоформленная ностальгия по империи и самодержавию. Эта ностальгия отразилась в новой эмблеме партии: слова «ПРАВОЕ ДЕЛО» заглавными буквами, рядом с которыми расположен знак, выполненный в трехцветной (черной, золотой и белой) гамме. Есть (зачем же скрывать?) и противоположная тенденция; поговаривают, что в России последнее время очень не хватает подлинной демократии. На эту особенность эпохи Прохоров отзывается, предлагая либерализацию государственнополитической системы. «Мы называемся Российская Федерация, но по устройству это империя. У нас работает только президентская власть. Такая форма не обеспечивает даже стабильности», – заявил он на съезде, пообещав бороться за возвращение к выборам в Госдуму по частично (меньше 25 депутатовмажоритариев) одномандатной системе и ликвидацию института полномочных представителей президента в федеральных округах. Поскольку Прохоров опирается на кремлевские башни, иные аналитики предлагают воспринимать всерьез его инициативы, но через одну. Скажем, частичную мажоритарку, может, и вернут, а вот полпреды не уйдут. Соответственно и результат на выборах «ПД» будет, как решат звезды – на башнях.
Однако я бы не стал на основании этого подозревать вождя партии в лукавстве. И под его словами – «партия, которая ставит во главу угла достоинство человека, в нашей стране не должна считаться маргинальной» – хочется сразу подписаться. Словно под заявлением о вступлении в «ПД». Только Прохоров никого (даже членов партии) за одно только достоинство в развитой капитализм пристраивать не будет. Спасибо, что мешать не собирается, а так – сами, все сами.
Прохорову по стилю ближе отношения с иными субъектами. Вот тут Надеждин обозвал вождя «царем, отцом, Богом и воинским начальником», чем обрек его на тотальное одиночество.
Думается, Кончаловский в фильме «Глянец» ухватил суть героя точнее. Там олигарх Михаил (в исполнении Домогарова) во время кутежа на яхте, презрев окружающих, бросает вызов прямо Создателю. Его Имя из определений Прохорова всетаки правильней будет исключить.