Газета,
которая объединяет

Таланты в розыске

В Воронеже прошел кастинг для будущих «табаковых»
Рубрика: от
Автор:

Сколько претендентов на обучение в колледже «Московская театральная школа Олега Табакова» собралось в фойе малого зала воронежского драмтеатра – сосчитать не брался никто. И по ходу предварительного отбора школьников для поступления в престижное столичное заведение (за государственный, отметим, счет) народу на просмотр все прибывало и прибывало...

В основном это были девятиклассники (обязательное требование) воронежских школ и их сверстники из районов области. Хотя, как пояснил журналистам проводивший кастинг Александр Мохов, заслуженный артист России и актер труппы Театра Табакова, в таких случаях «себя показать» подтягиваются к месту события ребята из других регионов. Ведь далеко не каждому городу везет с визитами педагогов колледжа, ищущих таланты на местах.

Жест отчаяния

Сам Олег Табаков объясняет появление в сентябре 2010 года своей школы так:

– Человек в моем возрасте начинает задумываться о том, что он оставит после себя, какой след на земле, как его будут вспоминать. Последние годы я часто размышляю над этим. И мне видится, что любое стоящее дело, не сиюминутное, а долговременное, строится на базе триединства: школа – вуз – производство. Какой фундамент заложишь в начале, так и будет развиваться дело. Театр не исключение. Энергия таланта требует не только выхода, выплеска, но и жесткой формовки. Многолетний опыт сцены и педагогики убедил меня в том, что актерскому делу надо начинать учиться если не с ясельного, то непременно со школьного возраста.

Александр Мохов, рассуждая на тему, дополнил откровения великого актера:

– Когда Олега Павловича спросили, зачем ему нужен колледж, он ответил: это от отчаяния. Во фразе – очень много смысла. Табаков всю жизнь пытался говорить на одном языке с собеседником. Сейчас же в театральной Москве, мне кажется, потерян язык команды, театральной семьи – то, что было, может, самой сильной стороной той, двадцатисемилетней давности, «Табакерки». И из МХАТа Олег Павлович уже 9 лет как ушел, не преподает там больше. В театр прак­тически никого не берет. Поэтому мы и катаемся так активно по всей стране – и, к счастью, находим своих людей. Сколь надолго? Не знаю; не исключено, что они выпустятся и скажут: все, спасибо. Нам нравится другой театр. Или даже – другое дело. Это их право.

Наша Маша

Воронеж попал в «отборочную» орбиту благодаря приятельству актера Мохова с губернатором Гордеевым. Оно началось, когда в бытность работы Алексея Васильевича министром сельского хозяйства Александр вел телепередачу «Сельский час». Отлаженный контакт теперь и откликнулся.

– К тому же у нас – ваша Маша Пестунова (солистка воронежской группы «Волшебники двора», ведущая программы «Субботний вечер» и прилежная ученица колледжа Табакова). Маленький бриллиантик, без передачи Маше; ей папа с мамой и Бог дали право заниматься актерской профессией.

Разнарядки насчет количества отбираемых детей нет. Можем, сказал Александр, увезти десять человек, а можем – ни одного; планка высока изначально. На вопрос «на что экзаменаторы будут обращать внимание в первую очередь?» ответил одним словом: «Природа!» То есть не умения должны демонстрировать претенденты, а непосредственность восприятия ситуации, живость эмоции и т.д. А мастерству научат в колледже.

Тест – мыльный пузырь

Подход к отбору – классичес­кий для театральных училищ: ребята должны читать стихи, басни, прозу, петь и по возможности показывать этюды. Человек, одним словом, старается проявить, раскрыть себя именно как человек, личность, но – при помощи чужого текста. Это, при убедительной подаче, и привлекает, в частности, Мохова (кроме него, отбором на местах занимаются еще 4 актера). А дальше суд будет вершить Олег Павлович. У него – непредсказуемые тесты. Однажды, например, решая, кого в конце концов отсеивать из числа более-менее подходящих детей, он дал задание: каждый выходите – и пускайте мыльные пузыри. И смотрел не на того, кто пускает, а на то, как реагируют другие. Потому что главное в актерской профессии – живое восприятие партнера.

Понаблюдав за кастингом первой шестерки, я, кажется, поняла, что именно навредило воронежским кандидатам-неудачникам: манерность. Большинство читали тексты фальшиво, постановочно, даже в позу становились – и реакция Мохова следовала незамедлительно. Он просил детей быть натуральными, общаться конкретно с ним, а не с кем-то виртуальным.

На момент просмотра никакой определенности касаемо абитуриентских судеб, естественно, не было. Но если в списке зачисленных окажется имя Ильи Шейко из Новой Усмани или воронежца Антона Орлова – не удивлюсь; эти двое впечатление произвели нужное…