Газета,
которая объединяет

Утрите «сопли»!

Как бороться с незаконными кабелями провайдеров в подъездах и на крышах
Рубрика: от
Автор:

Эта проблема затронула существенную часть многоквартирных домов города, особенно высоток. Ведь чем больше жильцов, тем выше потенциальная прибыль продавцов Интернета и кабельных каналов. Поэтому всеми правдами и неправдами они стремятся проникнуть в такие дома и протянуть кабели пользователям.

В результате в стенах сверлятся дополнительные отверстия, по подъезду крепятся распределительные шкафы, а многочисленные провода «соплями» над балконами и лоджиями свисают с крыш.

Нередко получается так, что Интернет или кабельное телевидение себе заказали всего два-три человека, но новый провайдер устанавливает в доме полноценное оборудование, стараясь потеснить своих конкурентов. Должны ли остальные жильцы просто смириться с тем, что их общедомовое имущество используется частной компанией для извлечения прибыли? И какие есть у них права в подобной ситуации?

Если 66% за

Напомним, что в соответствии с Жилищным кодексом именно собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных пределах распоряжаются его общим имуществом. А высшим органом управления в многоквартирном доме является общее собрание собственников. При этом надо знать: в новых домах ими чаще всего являются жильцы, плюс, возможно, коммерческие структуры, выкупившие часть квартир под офисы. В более старых в числе собственников может оказаться и муниципалитет, которому принадлежат неприватизированные квартиры и ряд помещений.

Как пояснила «Берегу» руководитель общественного Совета по вопросам развития ЖКХ при главе города и некоммерческого партнерства «Воронежское содружество ТСЖ» Ольга Фролова, принятие любых решений о пользовании общим имуществом в доме сторонними лицами относится исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Причем такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме.

Проще говоря, чтобы какой-нибудь провайдер зашел к вам в дом, свесил свои «сопли» с крыши или дырявил стены подъезда, необходимо, чтобы за это проголосовало 66% (а даже не 50%) от общего числа собственников.

С одной стороны, это плюс: ведь если подобного собрания не было, значит, все кабели в подъездах и провода на крышах – незаконны. По большому счету, можно вызывать полицию, собирать понятых и демонтировать любое незаконное оборудование. В данном случае голосовать за такое решение необязательно – ведь предыдущее само по себе незаконно.

Конфликтное решение

Но есть и другая сторона проблемы. Если кабели и провода протянуты, значит, ими кто-то уже пользуется. И у других собственников должна быть возможность повысить комфортность своего проживания. А если не попытаться найти с этими соседями общий язык, конфликт может выйти на совсем иной уровень.

Провайдеры, столкнувшись в ряде домов с отказом жильцов от установки оборудования, просто отключили Интернет и кабельное телевидение тем, у кого они уже были, не дожидаясь демонтажа сетей. Мало того, что люди остались без доступа к привычным информационным ресурсам, так еще и, по сути, лишились оплаченного ими продукта. При этом их гнев оказался направлен прежде всего именно на соседей, не пожелавших пойти им навстречу. В подобной ситуации стоит дважды задуматься: что хуже – провода с крыши или затаивший злобу сосед, имеющий возможность поцарапать вам машину или испортить замок на входной двери.

При этом надо понять: то, что соседи протянули кабели не в соответствии с законом, вовсе не означает, что они «правовые нигилисты». Ведь провести общее собрание и привлечь на нем на свою сторону 66% собственников – задача в многоквартирном доме, мягко сказать, непростая. Если каждый, кто захочет подключиться к Интернету или кабельному ТВ (причем – к другому, а не к уже имеющемуся в доме оператору), будет действовать строго в рамках Жилищного кодекса, то, похоже, не сумеет осуществить свое желание.

Неподъемный груз

Смотрите, как велит действовать закон: «Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание, обязан сообщить другим собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику заказным письмом (если решением общего собрания собственников в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме) или вручено каждому собственнику под роспись».

При этом в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание, его форма проведения (собрание или заочное голосование), дата, место и время собрания. Если же голосование будет заочным, то указывается дата окончания приема решений собственниками, а также – место или адрес, куда должны передаваться такие решения. Каждый собственник должен получить повестку дня данного собрания и порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на данном собрании, или возможность с ними ознакомиться.

Если живо представить себе реализацию каждого такого шага, то напрашивается только один вывод: как бы человек ни хотел смотреть кабельное телевидение, он не будет взваливать на себя такой объем работы ради этого.

Выход из ситуации

Существует ли в этом вопросе золотая середина?

– Поскольку у собственников помещений в многоквартирном доме слишком низкая активность в вопросах управления многоквартирным домом, повышать комфортность проживания в рамках законодательства практически невозможно, – убеждена Ольга Фролова. – Но если провайдеры проведут предварительную разъяснительную работу с собственниками и заручатся их согласием, если работы по прокладке сетей и установке оборудования выполнят в соответствии с техническими нормами, если оплату за пользование общим имуществом зачислят на лицевой счет дома, то разные вопросы можно урегулировать в рабочем порядке без нарушения интересов собственников. В любой момент можно будет заставить провайдеров навести порядок с проложенными сетями, производить оплату за использование общего имущества и т.д.

Кстати, в ситуации с кабелями может быть и еще один вариант правовой ситуации: когда-то они в вашем подъезде или на крыше были установлены в полном соответствии с законом. Но с тех пор сменилось или руководство вашего ТСЖ или управляющая компания, документы затерялись и никто ничего о предыдущих договорах не слышал.

В таком случае действовать надо следующим образом: самостоятельно либо с помощью управляющей организации установить владельцев оборудования, смонтированного на крыше или в подъезде. Затем выяснить: много ли собственников в доме пользуются услугами данного коммуникационного устройства? А после этого принять решение: либо официально согласовать установку антенн и прокладку коммуникаций, либо потребовать от владельца оборудования провести его демонтаж.

В случае если собственники решат оставить оборудование, необходимо заключить договор с его владельцем, в котором предусмотреть ответственность за возможный вред, причиненный общему имуществу при эксплуатации сетей. Кроме того, собственники имеют право на получение арендной платы за использование своего имущества.

В ТЕМУ

Примеры эффективной борьбы с «соплями» у жильцов уже есть. Один из них: люди просто написали жалобу в МЧС и пожнадзор, указав, что распределительный шкаф провайдеры укрепили на стену лестничного марша, который является единственным путем эвакуации при пожаре.

В другом доме прямо во время работ по монтажу кабелей и оборудования жильцы стали снимать рабочих на видео и одновременно вызвали полицию. Представители провайдера прекратили работу и скрылись.

В третьем месте действовали путем жалоб. Направили их в управляющую компанию, в жилищную инспекцию, обратились в районную администрацию и прокуратуру. В кратчайшие сроки все кабели и шкафы исчезли из подъезда, а просверленные отверстия были аккуратно заделаны.

СПРАВКА «БЕРЕГА»

Пять лет назад основными провайдерами Воронежа были компании «ЦентрТелеком», «Информсвязь», «Интеркон» и «Голден Телеком». Позднее на рынок пришел «Билайн», который первым применил схему приобретения местных провайдеров и развития услуг широкополосного доступа в Интернет под федеральным брендом.

Следующим этапом стала покупка ОАО «МТС» оператора «Телесервис» и развитие в Воронеже сети кабельного телевидения и Интернет «Стрим». Помимо этого в 2009-2010 гг. в город пришли федеральные игроки «Сумма Телеком» и «Дом.ру». Затем сделку по покупке провайдера NETBYNET закрыл «МегаФон», а «ЦентрТелеком» был преобразован в «Ростелеком».

Сегодня процесс становления рынка провайдеров практически завершен. Определилась тройка лидеров по количеству абонентов: «Ростелеком», «Информсвязь» (Freedom) и «ВымпелКом» («Билайн»), существуют компании, которые довольно успешно ведут свой бизнес в отдельных районах города: «Сумма Телеком», «Интеркон» и «Дом.ру». Сеть провайдеров широкополосного доступа довольно непропорционально распределилась по городу. Традиционно в Северном и Юго-Западном районах можно увидеть по 6-7 провайдеров, а Машмет и Отрожка покрыты двумя-тремя.