Газета,
которая объединяет

Школа для чиновников и родителей

Омбудсмен Астахов провел инспекцию интернатов
Рубрика: Социум№ 12 (1583) от
Автор: Николай Миронов

Воронежский маршрут уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка включил в себя все «болевые» пункты особого назначения. Сначала – «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». Затем – «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Также в детской областной клинической больнице №2 Павел Астахов навестил пятилетнего Богдана из Павловского района, с которым накануне случилась страшная трагедия: собственная мать исполосовала мальчика ножом.

В Бобровском интернате Астахов в сопровождении директора учреждения Валентины Брызгалиной побывал в кабинете социально-педагогической службы, игровых комнатах, учебных классах.

 Как рассказала руководитель интерната, его учебная база включает в себя несколько профилей: сельскохозяйственный труд, швейное дело, тракторное дело, столярно-плотницкое, штукатурно-малярное. Павлу Астахову на месте были продемонстрированы результаты стараний воспитанников – от небольших поделок до предметов мебели.

Также уполномоченный по правам ребенка зашел в так называемую «социальную квартиру», созданную в интернате в рамках организованной на базе школы службы постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, являющихся выпускниками учреждений Воронежской области. В 2012-2013 учебном году в эту службу обратились 10 выпускников. Они получили различную адресную помощь – социально-правовые консультации, сбор документов, разрешение жилищных вопросов и так далее.

Другой передовой опыт интерната – «Школа приемных родителей», где проводятся консультации и психологическая диагностика граждан, выразивших желание стать опекунами, усыновителями и приемными родителями. Павел Астахов встретился с семьями, которые в данный момент обучаются в этой школе. Лидия и Григорий Проценко – приемные родители со стажем. При семи собственных детях они взяли на воспитание еще девять приемных ребят. И, как сообщила Лидия, в настоящее время готовят документы на десятого. Еще пример: Светлана и Юрий Шульга. Они хотят принять в свою семью четверых воспитанников школы и в настоящее время проходят соответствующую «школьную» подготовку.

Почувствовал разницу

Высоко оценив работу интерната по данным направлениям, омбудсмен направился в Воронеж. Здесь он навестил маленького Богдана, идущего на поправку, поговорил с его отцом и двумя бабушками. Поскольку одна из бабушек Богдана высказала опасение, что «пройдет время и о нас забудут», Астахов пообещал, что лично будет держать на контроле судьбу этого ребенка.

Затем омбудсмен прибыл в школу-интернат №1. Павел Астахов уже посещал это учреждение в марте прошлого года и пожелал лично изучить динамику в жизни интерната за истекшие месяцы.

Директор интерната Виктор Ильин проинформировал гостей о том, что и на какие средства было сделано в учреждении в минувшем году. Так, за счет средств федерального бюджета в объеме 11 млн руб. был проведен капитальный ремонт в столовой и спортзале, заменены окна в учебном корпусе, отремонтирована электрика, обновлена отделка 1 этажа учебного корпуса. Кроме того, за федеральные деньги поставлено оборудование для учебного процесса, медкабинета и столовой. За счет средств областного бюджета отремонтирована умывальная комната и произведен ремонт крыши прачечной. Свою лепту внесла и помощь благотворителей. Разницу с мартовским визитом Павел Астахов, по его словам, ощутил в полной мере. Впрочем, не обошлось и без критических замечаний по поводу организации работы учреждения. Кстати, подобная критика прозвучала ранее и в адрес Бобровского интерната.

Резервы для улучшения

На встрече с губернатором Алексеем Гордеевым в пресс-центре правительства области уполномоченный по правам ребенка высказал свои предложения по поводу улучшения ситуации в интернатах, которые были поддержаны главой области. В частности – об организации отдыха приемных семей Алексей Гордеев заметил следующее: «У нас есть такие возможности, просто надо расширять доступ к подобным формам поддержки. Тем более, в Воронежской области есть своя сеть, которую мы содержим в качестве санаториев и домов отдыха. Этот вопрос вполне решаем, и в текущем году мы им займемся».

– У вас хорошо поставлена работа «Школы приемных родителей». Можно было бы организовать для таких семей какой-то ежегодный форум или ассоциацию приемных семей области, придумать награды для его участников, – заметил также Павел Астахов. Алексей Гордеев поддержал и эту идею омбудсмена.

Представители воронежских СМИ поинтересовались, в чем омбудсмен видит причину недоработок в соцучреждениях региона. Он отметил, что наряду с достижениями на местах есть и проблемы. «Причина их возникновения – в порой неглубоком изучении проблем ответственными лицами, в нерадивости конкретных педагогов. Например, когда в Бобровском интернате на 133 ребенка имеется штат из 126 педагогов, у тех, кто не справляется, не может быть оправдания. Надо начинать с самого простого – упреждать все эти вопросы, исследовать их. Для этого возможности сегодня в области есть – есть ресурсы, специалисты, которые будут всем этим заниматься», – выразил уверенность Павел Астахов.

– Данная тема очень важная, острая, глубоко человеческая. Я благодарен, что мы в очередной раз можем воспользоваться советом, критикой, сравнением, опытом других регионов. В этом есть много позитивного, что мы могли бы взять сейчас на вооружение. В целом мы видим по статистике, что у нас работа ведется и показатели улучшаются. Но это не говорит о том, что нет резервов. Здесь очень важно отметить, что нужны не только финансы – важнее системный подход. Естественно, будут даны соответствующие поручения и взято на контроль их исполнение, с тем чтобы в следующий раз продвинуться еще дальше и как можно меньше иметь нареканий, – заметил со своей стороны Алексей Гордеев.

Губернатор подытожил встречу, обозначив основную цель предпринимаемых усилий: «Самое главное – решать проблемы конкретных детей. Основная наша задача – сделать так, чтобы у каждого ребенка появилась семья – родная или приемная. И чтобы, с одной стороны – дома-интернаты имели хорошие современные условия, качественное обучение, но с другой – детей там оставалось все меньше и меньше».