Газета,
которая объединяет

Великий Оптинский старец

Воронежские корни преподобного Илариона
Рубрика: Воронежу – 425!№ 66 (1348) от

XIX и начало XX века были эпохой неслыханного расцвета ряда удаленных от мира православных монастырей: Соловецкого, Валаамского, Саровской и Глинской пустыней, а также располагавшейся в Калужской губернии Козельской Введен­ской Оптиной пустыни, которая со второй четверти XIX века и до 1917 года пережила свою наиболее славную эпоху.

История Оптиной по преданию берет свое начало в конце XIV века. XVIII стал для нее временем упадка. В конце этого века пустынь была приведена в порядок, в ней началось масштабное строительство, возросла численность братии, она стала постепенно выделяться на фоне других русских монастырей.

Примечательнее всего, что Оптиной пустынью и ее религиозным опытом интересовались такие гении русской литературы и мысли, как Н. В. Гоголь, И.В. Киреевский, К. Н. Леонтьев,
Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов и многие другие. Это не могло быть случайностью. Гоголь писал о том, что желает «ежеминутно… быть мыслями выше житейского и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыни». Достоевский использовал психологические типы монахов для создания художественных образов в своих произведениях, например, старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», для Толстого и Розанова Оптина представлялась уголком живой духовности в море того, что они называли бюрократической синодальной церковностью. Перед своей смертью, после бегства из Ясной Поляны Толстой посетил именно Оптину пустынь, и в разговоре со своей сестрой Марией сказал, что с радостью остался бы там. Однако в скит к монахам войти так и не решился. Все эти русские гении во время своих паломничеств, вдохновляясь примером Оптиной пустыни как символом православной духовности, испытывали на себе ее влияние, и в своем творчестве пытались преодолеть пропасть между духовной и светской литературой.

Революция стала началом временной гибели Оптиной пустыни, в 1918 году было конфисковано все монастырское имущество, пустынь была официально закрыта, монахи были подвергнуты репрессиям (полтора десятка ее монахов причислены церковью к лику преподобномучеников, погибших за веру, а уцелевшие от физического уничтожения прошли через муки ада при жизни, например, старец Рафаил (Шейченко) двадцать лет провел в концлагерях), а здания использовались для самых разных задач, в том числе как концлагерь НКВД. В 1987 году Оптина пустынь была возвращена церкви, и с этого момента началось ее возрождение.

Значение и авторитет Оптиной пустыни невозможно переоценить, в двадцатый век она вошла как один из главных духовных центров России. В список величайших преподобных Оптинских старцев вошло 14 имен, из которых наиболее известны старцы Лев, Макарий, Амвросий и Варсонофий. Для нас исключительно важно, что среди них есть и уроженец Воронежской губернии – иеросхимонах Иларион.

Преподобный Иларион Оптинский (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в селе Ключи Новохоперского уезда Воронежской губернии, в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года, в семье Никиты Филимоновича и Евфимии Никифоровны Пономаревых. Отец его был портным, и Родион помогал ему в ремесле, но еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. В 1818 и 1822 годах он вместе с семейством участвовал в богомолье из Ключей к киевским святыням. С 1820 года его семья жила в Новохоперске, а в 1829 году переехала в Саратов, где Родион вместе с отцом открыл мастерскую и магазин. Там же он вступил в противораскольническую миссию – православное братство, созданное при содействии Саратовского Преосвященного. В 1838 году он совершил паломничество по многим русским монастырям, где ему советовали побывать у Оптинских старцев Леонида и Макария. В 1839 году Родион поступил в скит Оптиной пустыни и вскоре стал келейником старца Макария, неся это послушание в течение 20 лет, до самой кончины старца. В 1849 году Родион был пострижен в монахи с именем Иларион. Помимо послушничества он работал в монастыре как огородник, садовник, варил квас, пек хлебы, на пасеке ухаживал за пчелами.

В 1853 году Иларион был посвящен в иеродиакона, а в 1857-м в иеромонаха. В последние годы жизни преподобный Макарий благословил Илариона продолжать старческую деятельность и поручил в его руководство многих своих духовных детей. 8 апреля 1863 года на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Старец Иларион даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни заботился о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. Помимо благодатного дара духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости.

В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но он посещал все богослужения. Но 5 марта силы оставили его настолько, что он был не в состоянии даже встать, а 9-го был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За 4 недели преподобный предсказал свою кончину, которая последовала 18 сентября/1 октября вскоре по принятии им Св. Христовых Тайн. Мощи старца покоятся во Владимирском храме-усыпальнице. В будущем «Воронежском патерике» – полном собрании житий святых, связанных с Воронежской землей, имя старца Илариона несомненно займет одно из почетных мест.

Александр МИНАКОВ