Газета,
которая объединяет

Мамонтенок ищет маму

Рубрика: от
Автор:

Фильм­-исследование НТВ «Не верю!» Бориса Корчевникова был призван защитить православную и, шире – христианскую веру от охальников. Но самой сильной реакцией на него стала обида. Причем обида бывших коллег автора. Нынешних оппозиционеров.

На сайте «Новой газеты» отклики бывших НТВшников Н. Картозии и Л. Парфенова до сих пор значатся в топах. Последний назвал автора «Не верю!» «мамонтенком», намекая на придворного журналиста А. Мамонтова и считая, вероятно, что это дикое оскорбление. Вся эта история очень любопытна с точки зрения наличной социальной антропологии.

Сам я отчетный фильм пропустил. Так что знакомство с творением Корчевникова для меня началось с конца – с рецензий. Еще занятнее то, что один из рецензентов, экс­-журналист экс-­НТВ Николай Картозия, давал свою оценку до выхода фильма, авансом. Ему принадлежит и самое витиеватое обращение к автору: «Борюсик. Мальчик с лицом херувима и просодией Аркадия Мамонтова. Какую биографию сшила тебе судьба: юный намедниевец – кадет СТС – вечевой колокол атомного православия». Далее естественным образом выводится, что кино Корчевникова смотреть не обязательно, поскольку он вызывал подозрения еще со студенческой скамьи.

Первое, что меня удивило по окончании просмотра, это отсутствие в фильме упоминания о деньгах Госдепа, о чем упорно говорилось в знатных комментариях.

Да, там было про войну в Сети продажных блогеров против Русской православной церкви. В качестве главных запевал антиклерикального заказа указываются деятели так называемого современного искусства — Марат Гельман и Виктор Бондаренко. Оба – персонажи, на которых здоровый человек не может смотреть без брезгливости.

Еще Познер и Парфенов мелькают пару-­тройку раз в кадре в качестве, как можно понять из контекста, примеров медийных людей с антицерковным духом. Прямого упоминания их славных фамилий, по-­моему, в фильме не было.

Основная его идея, как я понял, следующая: в диких странах вроде Индии или Индонезии христиан убивают на улицах просто за то, что они христиане (что – правда), а в России искусственно нагнетается кампания против веры, потому что РПЦ имела неосторожность сблизиться со светской властью (что также правда).

Такая вот нехитрая мысль. Про заказ Госдепа и ЦРУ ни слова, тем не менее для проницательного зрителя это не помеха.

«Ему (Б. Корчевникову – прим авт.) поручили защитить РПЦ от инакомыслящих Познеров, Гельманов, Парфеновых. Сделал он это с характерным для современного ТВ замахом: оказывается, спецслужбы, финансируемые Америкой и Грузией, не на шутку взялись за расправу с русской церковью, – пишет в блоге режиссер И. Райхельгауз: «...надерганные цитаты, непривлекательные ракурсы, кое-­как сделанный монтаж, полное отсутствие логики, убогий видеоряд все с теми же пляшущими девушками из Пусси Райот и т.д.» Елки-­палки, а Парфенов не так же делал свои передачи до того, как его попросили с «Намедни»? Ну, может, видеоряд был не убог, а олимпийски божественен, и цитаты не надергивались, а смачно подавались, но это же дело вкуса, не так ли? В остальном – те же шуточки, те же намеки. Тот же монтаж даже. Однако не хочет теле­гуру узнавать свое отражение в голубом экране. «Боря… Куда тебя занесло: от рекламы шоколадки... до роли мамонтенка?» – вопрошает Парфенов, как и многие, обращающий внимание на то, что Борис слишком выпячивает себя.

Кстати, два слова о журналисте А. Мамонтове. Во-­первых, будь Борис его подлинным учеником, он бы ввернул чего-­нибудь про Госдеп. Мамонтов этого не стесняется. Во­-вторых, когда­-то Мамонтова заклевали за фильм о шпионском английском камне, но в прошлом году сама Великобритания признала правоту журналиста, однако никто их клевавших А. Мамонтова перед ним, кажется, не извинился.

Но главное не это. Не стоило бы посвящать колонку взаимным разочарованиям в благородном телесемействе, будь это частный случай.

Интересно, Парфенов энд etc хотя бы наедине с собой признаются, что именно такие, как они, породили антикультурный тренд 90-­х с его самолюбованием и духовным убожеством? Мой любимый Парфенов – это тот, что заикался, говоря о власти как о «дорогом покойнике», а совсем не блестящий ведущий.

Теперь вот отцы отказались от сына, только потому, что он продемонстрировал иную точку зрения. Все это типично для нашего времени, когда нет моральных эверестов, на которые можно было бы опереться. Лично я давно живу без кумиров, и как же это прекрасно, люди. Но многим нужны авторитеты. А их нет. И брошенные отцами мамонтенки ищут маму. Боря вот остановился пока на церкви, такой, какая есть. Не худший выбор. Даже самый лучший – если говорить о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Хотя отдаю себе отчет, что для большинства за этим Символом веры вообще ничего не стоит.