Газета,
которая объединяет

Красиво жить

Рубрика: Колумнистика№ 142 (1570) от
Автор: Анна Жидких

Почему-­то в последние дни года резко обостряется наблюдательность. За окружающими. Если вдуматься – ничего странного в том нет: приход новой формации (а смена одного года на другой – всегда знамение)  по умолчанию подразумевает некое  подведение итогов. Вот и посматриваешь на людей, попадающих в поле зрения: что, интересно, за итоги они подводят? На какие перемены настраиваются?

Впечатления– отрадные (была бы превосходная степень у этого прилагательного – употребила бы ее: преотрадные). Народ в большинстве своем пребывает в прекрасном расположении духа. Который проявляется в жажде жизни – красивой. В супермаркетах к кассам вот уже дней десять, стабильно – едва ли не советские очереди в три вилюшки (правда, «рассасываются» куда быстрее). Мандарины расхватываются, как горячие сосиски на биатлонном стадионе в немецком Хохфильцине – тоннами. Прочий недавний дефицит – тоже: красная рыба, твердокопченые колбасы, индюшка, импортный шоколад, фисташки-­оливки… «Аппетитный» ряд не закончить в газетном формате, и это восхитительно: наконец-­то у нас – то самое изобилие, которым издревле славилось проклятое буржуинство, обжиравшееся недоступными русскому Ивану деликатесами. И на доходы грех роптать: по «продвинутым» магазинам с качественным и недорогим импортом сегодня и пенсионеры ходят. Хотя лозунг «лишь бы не было хуже» у многих по-­прежнему в чести. Как бы чего не вышло; Россию­-то аршином общим не измерить…

Речь, впрочем, о том, что не только гастрономические изыски тревожат россейские души. И это – обретение если и не единственно уходящего года, то уж точно – самых последних лет. Была я тут намедни на сдаче спектакля (даже не на премьере!) в драмтеатре – так буквально белой вороной себя чувствовала. Потому что как вылетела из дома в девять утра в куртке и джинсах для удобства перемещения – в таком виде и явилась вечером в храм Мельпомены. Времени заскочить домой переодеться не нашлось. Так вот, я в «походной» одежке оказалась в одиночестве: дамы в шубах, под коими томились до поры вечерние платья, кавалеры при костюмах и галстуках… Люди с пиететом относятся к искусству – и это воодушевляет.

Понаблюдав красивые драмтеатровские картинки, решила я поинтересоваться у экспертов, что нынче ценит потребитель культурного продукта. Нашла опубликованные исследования фонда «Общественное мнение» – он выяснил, какие виды искусства больше всего любят россияне. Оказалось – музыку; ее выбрали 57 процентов опрошенных. На втором месте – кинематограф (43), на третьем – литература (25). Да не смутит придирчивого читателя тот факт, общая сумма «процентовки» зашкаливает за сотню: на вопросы социологов можно было давать несколько вариантов ответа.

Далее расположились живопись (19 процентов), танцы (15), театр (13), фото (11), народные ремесла (10), архитектура (8), скульптура (2). Интересно, что мужчины больше склоняются к кино, а женщины – к литературе, живописи, хореографии и театру. Если говорить о музыкальных пристрастиях, то большинство россиян предпочитают слушать отечественную эстраду – почти половина опрошенных назвали это направление любимым. Женщины и здесь опередили мужчин – 52 процента представительниц слабого пола признались в обожании творчества Киркорова, Орбакайте, Валерии, Леонтьева и прочих представителей отечественной попсы. А вот среди поклонников шансона преобладают мужчины. Классику любят 28 процента респондентов, народную, этническую музыку – 27. Бардовская песня снискала уважение лишь у 14 процентов опрошенных. В самом низу списка оказались российский рок и зарубежный рок, джаз, рэп, хип­-хоп, металл, хард-­рок, панк­-рок.

Оно, конечно, приведенный расклад – не свидетельство поголовного окультуривания общества. Но меня, честно говоря, это не угнетает. Главное – людям близка тема как таковая. Интересна, занимательна. Что же касается художественного вкуса – кто у кого его воспитывал? В этом плане большинство россиян – самоучки. Что опять-­таки обнадеживает. Ведь появилось у народа желание лазить по Интернету в поисках чего-­то «своего», хотя этому никто не учил. Жизнь вдохновила на «подвиги»– значит, и дальнейшее развитие в этом плане России светит. Москва не сразу строилась: сначала освоили легкодоступную попсу, дальше будет лучше. Потому что если потребен не только хлеб, но и зрелище – мы остаемся людьми.

Может, я неисправимая идеалистка, не знаю. Но так хочется в Новый год о хорошем! Перспективном и позитивном! Которого, как пряников, хватило бы на всех, чего нам и желаю. С новым счастьем, а старое – не растерять!