Газета,
которая объединяет

Доктор цветов

Воронежские звезды селекционера Галины Остряковой
Рубрика: Судьбы№ 139 (1567) от

Она родилась 23 декабря 1932 года в селе Кулига Борисово-Судского района Вологодской области. На севере кулигой называют островок или большую кочку на болоте. Восемьдесят лет тому назад крик младенца с этой кочки никто кроме родителей не услышал. Но ко времени рождения Галины Викторовны Остряковой судьба уже приготовила ей поприще, на котором она прославится и войдет в историю мирового цветоводства.

В мае 1930 года на первом пленуме ВАСХНИЛ было принято решение об организации Института по производству овощей, который 31 октября 1930 года был переименован в НИИОХ. А в 1935 году Верхнехавское отделение по овощеводству Научно-исследовательского института овощного хозяйства получило статус овощной опытной станции.

По дороге жизни

Сокращенное название головного института прочно закрепилось за поселком, бывшей дворянской усадьбой Крашенниковых, где и ныне расположено центральное административное здание Воронежской опытной станции. Когда институт праздновал 80-летие, труд Остряковой был отмечен отдельно. Отмечен и оценен. В том числе и в таких выражениях: «Лучшие в России сорта астры однолетней Вологодские кружева, Галина, Голубой иней, Зарево, Звездный жемчуг, Малиновый шарик, Ноченька и десятки других сортов и цветочных культур получены на Воронежской опытной станции». Все это заслуги Галины Викторовны. На днях ей исполнится 80 лет! А в следующем году – полвека с начала ее исследований по селекции и семеноводству цветочных культур на воронежской земле. Она единственный в стране доктор сельскохозяйственных наук по цветоводству. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Она автор более 60 сортов астры, кларкии, гвоздики китайской, табака крылатого, циннии. Острякова опубликовала более 100 научных работ.

Галине было восемь лет, когда с одним узлом в теплушке они с сестрой и мамой приехали в Ленинград к маминой сестре в ее маленькую (13 квадратных метров) квартирку. В довоенное время тетя была гидом и возила иностранцев на экскурсии. А когда началась война, она, как и многие ленинградцы, жила и работала круглосуточно на военном заводе. В городе не было ни света, ни тепла. Они с сестрой сидели на кроватях под одеялом, топили буржуйку, пока было что жечь... Мама получала хлебный паек, крошила его в большую кружку, заливала кипятком, добавляла соли… Эту тюрю они ели с сестрой один раз в сутки. Мама погибла во время бомбежки на заводе в 42-м году. А ее с сестрой по Ладоге, по Дороге жизни, вывезли на Большую землю в детдом, в Барнаульскую область. Позже она узнала, что ее отец защищал Ленинград и погиб 26 июня 1944 года на станции Лигово. Там проходила линия обороны. Там очень много братских могил…

В детдоме в 300-х километрах от Барнаула они пробыли с сестрой три года. А потом тетя забрала их к себе. По пути в Ленинград в поезде случилась эпидемия тифа. Умерших детей оставляли на каждой станции. А в Ленинграде эшелон окружили военные, врачи и развезли детей по всем больницам города на карантин. Так они выжили…

В Сибири Галина научилась местному говору, на котором и изъяснялась, в том числе и письменно. К тому же английский язык в городской школе начинали изучать с 3-го класса, а в сельской – с 5-го. Со слезами на глазах пришлось опять идти в 3-й класс. Но семилетку она окончила без единой тройки. Дальше была альтернатива: техникум или ФЗО. Она очень хотела окончить 10-летку. Но тогда за это надо было платить 200 рублей. Тетя сказала: «Галя, у меня денег нет. Выбирай любой техникум. Куда хочешь поступай, но только чтоб я не была виновата в твоем выборе». Учительница математики посоветовала идти в конструкторский или в финансово-экономический. Но все решила случайная встреча с соседкой по подъезду. С ее сыном она часто играла в шахматы. Она спросила:

– Галя, куда ты поступаешь?

– В конструкторский техникум.

– Зачем? Это же завод. Там пыль и грязь! Не женское это дело. Вот напротив вашей школы техникум зеленого строительства – цветочки, василечки… Вот это для женщин!

«Приезжай – здесь рай!»

Галя по совету соседки поменяла техникум. Правда, не учла, что в «зеленом» сплошная латынь, а у нее с языками проблема еще с Сибири. И прокляла она поначалу все цветоводство! Прямо ненавидела его! Из-за латыни. Но тем не менее в конце усвоила и ее.

После окончания техникума в 1954-м Галина Викторовна три года проработала в Калуге. А по вечерам училась в вечерней школе, чтобы получить аттестат о среднем образовании.

В Ленинградский сельскохозяйственный институт, на плодовоовощной факультет Галина Викторовна уже поступала осознанно и с расчетом. С надеждой досыта поесть плодов и ягод. Так как всю жизнь жила впроголодь. Она окончила институт с красным дипломом, и ей на выбор предложили три места работы: в том числе и Воронежскую опытную станцию НИИОХ. А в соседней группе с ней учился воронежец Владимир Кузьмич Тетерев, который еще раньше сделал свой выбор. Острякова попросила коллегу: «Приедешь – напиши, как там и что». И вскоре получила от него телеграмму: «Приезжай – здесь рай!» Это был 1962-й год. С собой она взяла одну балеточку, одну простынку, наволочку, смену белья… И контейнер с книгами, который пришел в Верхнюю Хаву по одноколейке. А затем на грузовике его доставили в ее квартирку в крохотном домике, с другой стороны которого размещалась почта. А вокруг был действительно настоящий рай. Чистота, пруды, поля, сады – все цветет и благоухает. И все это в сочетании с полным изобилием. На станции были свои овощи, фрукты, мясо, молоко, сметана… Станция держала свое молочное стадо.

Правда, в первую же зиму случилась неприятность. Она никогда не топила печку углем и закрыла вьюшку раньше положенного. Очнулась на полу лицом к двери, к лазу для кошки. Чудом спаслась и от угарного газа...

В мире цветов

Селекцией и семеноводством цветочных культур по заданию головного НИИ на Воронежской опытной станции начали заниматься в 1957 году. С приходом в отдел в 1963 году Галины Викторовны Остряковой исследования по селекции и семеноводству цветочных культур были значительно расширены.

Начинала она старшим научным сотрудником, потом стала главным по селекции и семеноводству цветочных культур. Она до сих пор в строю и в настоящее время возглавляет отдел по селекции цветочных культур. В воронежской квартире ее можно застать редко.

Когда Острякова начала работать, на станции наблюдалось массовое поражение астр грибком, фузариозом. В ответ она разработала свою схему селекции и элитного семеноводства астры. Она предусматривает параллельный посев потомств индивидуального отбора на контрольном (обычном) и инфекционном фонах. Пораженные фузариозом растения, измельчив, разбрасывали по полю, многократно увеличивая степень инфекционного фона. На зараженной почве выращивают и отбирают наиболее устойчивые к болезни растения. А уже отбор растений и семей для посева на суперэлиту производится на высоком агротехническом фоне. Эти схемы дали возможность ускорить процесс селекции и получения элитных семян астры.

Все, а их более полусотни, сорта астр селекционера Остряковой устойчивы к фузариозу. А целая серия «хавских» сортов Галины Викторовны – Хавская улыбка, Красный хавский рубин, Хавские ежики, Хавская сиренево-розовая – почти не поражается фузариозом. В названиях сортов Острякова увековечила не только географию ставшего ей родным края. Ее цветы носят имена ее друзей, учителей, коллег. Бог не дал Галине детей. И ее детьми стали выведенные ею сорта астр. Сорт Полюшка назван в память о матери. Изольда – в честь сестры. Миди цветет в честь внучатых племянников Миши и Димы. Ну а Галина – это из редкостной помпонной группы, особо популярной в Европе, это подарок самой себе.

Имя замечательного селекционера Остряковой знают многие цветоводы, ведь она, по оценкам коллег, создала едва ли не половину великолепных российских сортов летников. Сорта однолетней астры ее селекции не раз занимали почетные высшие ступени на отечественных и международных выставках.

В переводе с греческого «астра» означает звезда. Острякова зажгла целый цветочный небосвод, по сути создала настоящий бренд – воронежская астра. И нам всем остается лишь поддержать его и словом и делом. Я лично мечтаю, чтобы каждого гостя нашего города встречали летом и осенью астры Остряковой на клумбах и газонах. А по большому счету по примеру доброй старой Англии один из парков города надо назвать именем Галины Викторовны и выращивать там только ее сорта. Живая красота и совершенство этих цветов никого не оставят равнодушным.

Святослав ИВАНОВ