Газета,
которая объединяет

Портретное сходство

Художественный музей им.Крамского получил ценный подарок
Рубрика: от
Автор:

Принимая дар – картину художника Дмитрия Кондратьева «Портрет Андрея Платонова», доставшуюся Воронежу довольно неожиданным образом – директор Воронежского областного художественного музея им.Крамского Владимир Добромиров воспроизвел диалог, предшествовавший этому событию. «Когда работа, обогатившая нашу коллекцию современного искусства XX века, появилась в Воронеже, культуролог Тамара Дьякова спросила меня, примет ли музей ее в дар? А как можно ее не принять? Безусловно, Дмитрию Кондратьеву удалось самовыразиться через Платонова, что само по себе чудовищно трудно. Чтобы прорваться через стиль этого первопроходчика речи, нужно быть адекватным его мироощущению. Портрет ценен еще и тем, что создавался не к дате. А – по внутреннему наитию автора, по внутреннему его расположению».

Доктор культорологии, профессор ВГУ Тамара Дьякова, благодаря которой в Воронеже появился кондратьевский Платонов, пояснила, как и почему это произошло.

Постоянный диалог

– Художник Великого Новгорода Дмитрий Сергеевич Кондратьев географически не имеет к Воронежу никакого отношения, но духовно он связан с нашим городом очень-очень тесно. Родился в 28-м году, в шестнадцатилетнем возрасте оказался на фронтах Великой Отечественной войны, затем участвовал в японских сражениях. И только в 51-м демобилизовался. Профессиональное становление Кондратьева началось с карьеры театрального художника, позже он окончил казанское художественное училище и московский полиграфический институт.

Увлекшись Платоновым, Дмитрий Сергеевич создал огромное количество иллюстраций к его произведениям. Это в основном графика; живописных работ – немного. У портрета же, счастливо попавшего в наш музей, – особая судьба.

Он писался долгие годы; первый вариант появился более тридцати лет назад. Вдова художника Людмила Дмитриевна говорит, что мастер никогда не снимал этой работы с мольберта: Платонов был человеком, с которым Кондратьев вел постоянный диалог. Заочный диалог и родил редкостное духовное созвучие, единение писателя с художником; эдакое, если проводить параллели, портретное сходство имеет место быть.

Благодарность за точность

– Когда я впервые, год назад, увидела репродукции работ Кондратьева, – вспоминала Дьякова, – возникло ощущение, что художник продолжает платоновскую тему не только в иллюстрациях, но во всем своем творчестве. Когда стала заниматься этим вопросом специально, выяснилось, что так оно и есть. Люди, хорошо знавшие Кондратьева, свидетельствовали: он выражал себя максимально полно именно тогда, когда иллюстрировал Платонова. То есть точки соприкосновения этих людей определенно существовали и существуют.

Заинтересовавшись деятельностью самобытного мастера, Тамара Дьякова написала посвященную ему работу-исследование. Вдова Кондратьева оценила этот труд как «очень точное прочтение» творчества мужа. В благодарность за что и последовал дар: Людмила Дмитриевна предложила портрет Платонова, который берегла как зеницу ока, отклоняя попытки коллекционеров приобрести его, нашему городу. Сказав при том, что очень хотела бы, чтобы работы Дмитрия Сергеевича остались в России. А конкретно платоновский портрет – в Воронеже.

– Так же, как рукописи не горят, доходят до своей аудитории картины, – делает вывод Тамара Александровна. – Этот факт мне кажется очень и очень важным.

Церемония дарения прошла в рамках презентации литературного альманаха «Ямская слобода», изданного Воронежской областной типографией-издательством им.Е.А.Болховитинова, о котором «Берег» писал ранее. Приятно, что мнение, высказанное об этом содержательном издании на страницах нашей газеты, полностью совпало с оценкой альманаха участниками презентации, среди которых наблюдались профессора-словесники, народные и заслуженные артисты, бизнесмены, журналисты прогрессивной воронежской периодики. Будем ждать следующего номера – всем цивилизованным миром.