Газета,
которая объединяет

Право имею

Помню время, когда достаточно было просто публично произнести это словосочетание – и ты как минимум мог вылететь с работы. На официальном уровне у нас, конечно, всегда с правами человека все было отлично. На бытовом же – советская пропаганда внедряла мысль: пусть, мол, у нас плохо со свободой слова, передвижения и кое-чем еще, зато в СССР все равны и есть бесплатные медицина с высшим образованием.

Потом был период, когда «права человека» стали одним из символов борьбы с коммунистическим режимом. После краха советской власти это словосочетание снова задвинули в дальний угол общественной риторики. О каких правах человека мы могли говорить в 90-х, когда на каждом шагу банально не соблюдался Уголовный кодекс?!

В последнее время права человека снова начали вспоминать чаще. В основном благодаря оппозиции – той, которая «внесистемная». Увы, вопрос подняли на пьедестал прежде всего лишь потому, что определенные силы нуждаются в козырях для своей политической борьбы. Это просто и сиюминутно.

Но я бы хотел поговорить о другом: о том, чем ответил на этот ход оппозиции государственный аппарат. Идеологической контрмерой стало внедрение философии «прав большинства», которая оправдывает определенные ограничения для тех социальных групп, чьи приоритетные ценности противоречат принятым подавляющей частью населения нормам.

По этой теме совсем недавно развернулась бурная дискуссия в социальных сетях среди воронежских журналистов. Вот показательная цитата: «Права человека в современном понимании сводятся к защите прав маргиналов, извращенцев. Идеология прав человека абсолютно аморальна, поскольку предполагает право на грех, исключает такие вещи, как закон и справедливость».

И это, на мой взгляд, позиция. Причем разделяемая многими и косвенно поддерживаемая государством. Понять ее я могу. Она даже мне чем-то близка: ведь по своим взглядам, ориентации и т.д. я не «маргинал» и не «извращенец». Ведь говоря о «правах большинства», люди чаще всего подспудно имеют в виду ситуации со всякого рода «гей-парадами» и Pussy Riot. Это, собственно, и цепляет многих: ну не хотят люди воспитывать детей в традициях однополых браков и они против надругательств над святынями.

Но при этом те, кто, осознав себя большинством, внутренне готов отказать в «правах человека» меньшинству, забывает три вещи. Первая – это границы «прав большинства». Как только оно берет на себя право утанавливать ценности, большинство рискует оказаться в положении чистокровных немцев в Германии, решивших ограничить права «недолюдей» – евреев и славян. Есть примеры и свежее: заочные смертные приговоры тем, кто осмелился оскорбить Коран. Эту книгу в ряде стран абсолютное большинство жителей считает святой и полагает себя вправе казнить тех, кто ее оскорбил.

Вторая проблема заключается в том, что «большинство» и «меньшинство» имеют особенность достаточно быстро меняться местами. Скажем, сотни тысяч жителей и гостей столицы спокойно годами плавали в бассейне «Москва», нисколько не смущаясь тем, что он был построен на месте храма Христа Спасителя. Зато в те годы, если что и считали запредельным кощунством, так это любые инсинуации по поводу личности вождя мирового пролетариата. Сегодня же большинство объявило его тираном и уничтожителем русского народа и намерено вынести тело Ильича из Мавзолея.

И третья причина связана с тем, что понятие прав человека включает в себя не только личные и политические права, но еще социальные и экономические. А вот с ними у большинства россиян на самом деле все не так хорошо. Ведь в перечне подобных прав, скажем – право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д. Формально все это у нас есть. Другое дело – качество предоставления подобных прав. Те, чьи социальные и экономические права сегодня защищены в полной мере, составляют в России не более 10% населения. Остальным приходится регулярно сталкиваться и с бесплатными переработками, и удушающей температурой в цехах, и с безразличными к нашим болезням медиками. И если уж мы хотим внедрять идеологию «прав большинства», давайте будем честными. Давайте обяжем всех чиновников и олигархов сидеть в поликлинике в очереди, уберем из их кабинетов кондиционеры, вынудим жить на зарплату учителей, и т.д., и т.п. Вы думаете, меньшинство, которое и пичкает нас философией «прав большинства», согласится?

Мы должны помнить обо всем этом. И не дешевить, меняя права человека на самые приятные и лестные идеологические подачки.