Газета,
которая объединяет

Прокатный стан

Рубрика: от
Автор:

Прошло почти полгода с тех пор, как в воронежских маршрутках подорожал проезд. На момент обсуждения нового тарифа владельцам маршрутов рекомендовалось использовать прибыль, которую даст это повышение, на улучшение качества «прокатных» услуг.

Свежеустановленные нормы вынудили перевозчиков пойти на определенные уступки потребителям. Прежде всего – закупить новые автобусы. Накладно? Само собой. Но маршрутчики нашли выход из этой, грозившей обернуться серьезными затратами, ситуации. Выпускают на линию в два­-три раза меньше «Фордов», «Пежо» и «Ситроенов», чем того требует пассажиропоток – фактический. В итоге многие не предназначенные для перевозки такого количества стоящих пассажиров маршрутки ходят забитыми под завязку. Понятно – именно за счет тех самых «стоячих».

Тут, конечно, не только перевозчики виноваты. Менталитет наших людей таков, что понятие о самоуважении нередко отсутствует напрочь. Вот и прутся бодренько пассажиры внутрь уже набитого автобуса, залезая на потолок и размазываясь по стенкам. В голову не приходит, что это – ненормально! Да и опасно к тому же. Тут еще сыграла роль уравниловка по цене за проезд – в маленьких и больших маршрутках. Раньше те же пенсионеры предпочитали передвигаться на более дешевых автобусах. Теперь же…

Что нас сопровождает в пути? О высокохудожественных музыкальных вкусах работников транспортного бизнеса давно ходят легенды. Но, о чудо, в последнее время всевозможные «че ты гонишь, мусор, шнягу не по делу» звучат из водительских приемников все реже. И все-­таки некоторые радиостанции позволяют себе шутить в эфире ниже пояса, и пассажиры – благодаря водителю – вынуждены это терпеливо слушать. Впрочем, проблема почти сошла на нет. Однако вместо одной тут же появилась другая…

Буквально в этом году широкое распространение получили две типично воронежские «наглости». Первая – в автобусах особо малой вместимости держат закрытой переднюю дверь до того момента, пока салон не забьется под завязку. Вторая – водружают на ту же дверь магическую табличку «одно место». Притом что по факту их, конечно же, два. Пояснять, зачем это делается, думаю, излишне.

Оптимальный вариант борьбы с таким самоуправством – бойкотирование «наглых» автобусов. Лучше подождать лишних 10 минут и поехать с нормальным водителем. Вряд ли, правда, большинство на это пойдет, а жаль. Но… домой спешить, а тем паче на работу – надо! Поэтому, учитывая массовые масштабы хамства, перевозчикам стоило бы провести со своими работниками поголовные «уроки этики». На которых заодно рассказали бы и про тюремные песни в общественных местах, и про внешний вид «водил», и про то, что почти у всех матерных слов есть синонимы.

Отдельная тема – взаимодействие водителей­-маршрутчиков и прочих автомобилистов. Из личных впечатлений: большущий «гроб», кажется, девятого маршрута (из машины было толком не рассмотреть) в Березовой Роще на узенькой дороге нисколько не утруждал себя попытками тормозить на остановках хотя бы немного правее основного потока (а остановки, оборудованные специальными съездами, – практически на всем пути следования). В итоге за автобусом (да к тому же по непролазному дождю) собралась внушительная автоколонна – ну не подлость ли?..

Отъезд маршруток от остановок – вообще лотерея. Будто и нет разницы, ударит автобус идущая позади машина или как? Имущество­-то не личное. И наверняка застрахованное. Вот и лезут маршрутчики с первой полосы на вторую-­третью (и наоборот), не считаясь с теми, кто едет за ними. Еще и искренне верят: их все должны пропускать! Да, наш город – один из немногих, где маршрутки доминируют. Но автомобилисты­-то тут при чем?

А уж как автобусы ходят вечером! Сказка! Вроде бы существует график, согласно которому движение должно прекращаться намного позднее 21.00. Тем не менее, пос­ле девяти вечера сначала становится невозможно уехать в человеческих условиях (автобус – один в полчаса, забитый сверх всех норм), потом – хоть как-­нибудь вообще. Притом что Воронеж – не Синие Липяги: жизнь с наступлением темноты не останавливается. Но водители ближе к ночи уже успевают заработать достаточно для того, чтобы «динамить» потенциальных пассажиров. Может, стоит-­таки обязать их ездить по графику? Невыгодно? Зато в часы пик – сверхвыгодно. Вот все и уравновесилось бы…

Претензии, кстати, не только к водителям – к некоторым перевозчикам тоже. К примеру, в ООО «Автокомп­-1» летом отвечали, что обслуживаемый им ранее маршрут №121 будет возобновлен. Он, мол, не работает временно, в связи с отсутствием подвижного состава. Однако, судя по тому, что на момент закрытия маршрута несколько «пазиков» перевели на №59а (также принадлежащий ООО «Автокомп­-1»), вряд ли фирма заинтересована в сохранении 121-­го. Которого с марта месяца так никто и не видел на воронежских улицах…