Газета,
которая объединяет

Для сельской местности сойдет?

Рубрика: Колумнистика№ 111 (1539) от
Автор: Анна Жидких

Когда­-то я любила «пышное природы увяданье». А потом разлюбила вдруг: называть слякотную пору очей очарованьем  – еще ладно.  Дело вкуса и, видимо, возраста. Но вот то, что происходит по осени с психикой сограждан, разночтениям не подлежит:  мы, знаете ли, в межсезонье звереем. Вчера в маршрутке на меня набросилась сумасшедшая…

Не совсем трезвой особе не понравилось, что я, притертая толпой жаждущих уехать, оказалась в непосредственной близости от нее. Как будто меня от такого соседства обуял восторг…

Короче, не лишний праздник отмечается каждым октябрем: позавчера был День психического здоровья. Причем – всемирный. Это значит, что проблема извивов человеческой психики актуальна для планеты Земля в целом. Всемирная организация здравоохранения сосчитала: более 450 млн. наших современников – душевнобольные люди. Только в западных странах каждый седьмой – либо параноик­-шизофреник, либо подвержен депрессиям и алкоголизму. Что уж говорить про Россию­-матушку?..

Впрочем, обобщения тут – некорректны. Все мы живем в одной стране, но в разных условиях. По «избранным» социум лупит больнее, чем по общей массе. И если объединить этих избранных в группу – ее большинство составят жители маленьких сел и хуторов. Особо несчастных как раз по осени.

Наблюдениями последних недель наградил путь на дачу, который лежит через деревенский тракт. Перемещаясь по этой дороге более-­менее регулярно, нетрудно понять, как существуют аборигены. Картина не мажорная: женщины в громоздких резиновых сапогах и неповоротливых телогрейках куда-­то все тянут по непролазной грязи (бездорожье и деревня – близнецы­-братья) груженые тележки и гулливерских форматов поклажи. Мужиков не видно. Вряд ли все они – поголовно – бездельничают. Просто, видимо, мужская работа на селе (в свободное от пьянства время) чаще стационарна. Да и количественный перевес слабого пола надо принять во внимание: мужчин в деревнях меньше, чем женщин. Они нагрузки хуже выдерживают, умирают рано…

Рекламный слоган «хорошо иметь домик в деревне», некогда популярный на отечественном телевидении – девиз жизнерадостных загорелых отпускников с городской пропиской. А как относятся к такому утверждению сельчане, изнуренные работой на многосоточных огородах-­кормильцах и отсутствием элементарного бытового комфорта? Те же телеги из конца в конец села поди потягай, особенно по октябрьско-­ноябрьской хляби! Расхристанный пазик – хорошо если раз в день появится. А на нет и суда нет: кто контролирует деревенский общественный транспорт? Добавьте к неопределенной сей перспективе «шкрябанье» закопченных сковородок и чугунков в ледяной воде, заготовку сена для скота и дров для печки (а хоть и угля – хрен редьки не слаще), упражнения с метлой и лопатой… Мало не покажется.

При всем том обитатели сельской местности куда спокойней жителей мегаполиса. Осенние обострения посещают деревенских людей гораздо реже, чем горожан. Трудно сказать, чем объясняется такое положение вещей. Не объективной реальностью – уж точно.

Стремительная деградация сельского хозяйства после развала некогда процветающих колхозов оставила без стабильного дохода бывших колхозников. За исключением мизерных дотаций, пенсий и пособий по безработице люди имеют только то, что производят сами. В результате тысячи домохозяйств, дающих более 60 процентов всей валовой сельхозпродукции, едва сводят концы с концами. По результатам мониторингового социологического исследования, свыше половины опрошенных семей идентифицировали свое материальное положение как «ниже среднего». И молодежь из сел бежит не в университеты, а в ближайший райцентр – торговать на рынке. Хозяйство волокут на себе пенсионеры, богатырским здоровьем не отличающиеся. Об оснащении деревни говорить излишне: в маленьких «пунктах» нет дошкольных и средних учебных заведений. Амбулаторно-поликлинические – редкость. Как и дома культуры.

Ситуация – уродливая, безусловно. Но именно она, что парадоксально и печально, естественным образом оздоровляет деревенское сообщество. Ведь сельчане, согласно заданным правилам игры, надеются только на себя. Оттого им, по большому счету, не очень­-то важно, кто будет следующим российским президентом – все одно придется вариться в собственном соку. Историческая данность. Которая, презрев социальную несправедливость, одаривает негородской народ душевным равновесием, как бы цинично и даже кощунственно это ни звучит. В такой стране живем­-можем…