Газета,
которая объединяет

Лекарь и больной

Что гарантирует реальность человека? На первый взгляд, так сказать, для начала? В художественном тексте гарантом подлинности персонажа является имя. В кино – это лицо.

Подозреваю, что в нашей действительности, стремительно подгоняющейся под сериал, тоже именно лицо остается отправной точкой бытия. Не статус, не бабки и не должность, как бы этого ни хотелось каким­-нибудь безликим мерзавцам. Вижу в ленте фейсбука знакомое лицо. Один в один, как у молодого батюшки из моего родного Казанского храма. Но от имени этого идет текст якобы священника Сергея Баранова из Тамбова, который написал дерзкое письмо патриарху о выходе из РПЦ, сами догадайтесь, почему.

Меня же интересует – что это, по ошибке выложили не то фото или в Воронеже и Тамбове служат близнецы? Причем и имя у них одно, и отчество, и даже – фамилия.

В ходе активного обмена данными с друзьями по фейсбуку журналистское расследование было произведено в несколько минут… Итак, письмо, что на Яндексе процитировано в сотнях тысяч новостей, а в фейсбуке перепощено тысячи раз, оказалось, вообще не имеет одного автора. Это компиляция печатных высказываний нескольких публичных персон, в основном журналиста «Эха Москвы» Антона Ореха.

Но подписано письмо именем священника Сергея Баранова. Его биография, плавающая в мутных потоках Интернета, вообще, выглядит как революционный бюллетень. Родился 25.11.1974 года в городе Тамбове. В 1993 г. поступил и в 1994 году окончил пастырские курсы для священно­церковнослужителей при Казанском мужском монастыре г. Тамбова. 19 декабря 1994 года был рукоположен во диакона архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом), а 2 ноября 1999 года диакон Сергий запрещен в священнослужении «за дерзновенное и неблагоговейное отношение к священническим одеждам… за непристойное сану поведение в обществе и распевание вульгарных песен… появление в храме перед совершением богослужения в нетрезвом состоянии…». Запрет на служение Баранова то снимался, то налагался, в мае 2005 года его готов был принять из Тамбова митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, но в итоге отказался, «так как состояние здоровья и нравственности не позволяют диакону Сергию быть православным священнослужителем». С 2005 года Тамбовская епархия сведениями о местонахождении диакона Сергия Баранова не располагает. И вообще, это, мол, уже не священник, а блогер Сергей Баранов. Короче, мало того, что лицо чужое, так и текст письма скопирован, и биография самого Баранова, к которому его работодатели взывали в стиле «баранкин, будь человеком», подмочена. Есть тут хоть что­-то подлинное, заслуживающее внимания?

Однако последним вопросом не задаются тысячи россиян, бросившихся ругать автора письма, а еще больше – хвалить, чуть ли не венец примерять. На чью голову? Нашего воронежского батюшки из православного Казанского храма, которого я опознал на фото? Или Антона Ореха? Или того Баранова (из Тамбова), что так весело служил, а потом переквалифицировался в блогеры?

Похоже на то, как немецкие танки возникли на плакатах к 9 Мая, когда девушке в агентстве поручили найти красивую военную картинку, а потом не проверили – замечает один мой друг.

Думаю, если б на лажу не были падки все участники процесса, мы бы успели провести желанную модернизацию еще до конца света.

Но дело махинаторов облегчает то, что «хомо современикус» обменял реакции на анализ. Постит, снимает и лайкает прежде, чем осмысливает, иначе – опоздает, выпадет из тренда, станет не «современикус». И журналисты, и власть (оппозиция с позицией) давно приноровились к этому. Главное – просвистеть…

Хотя одно опасение, смущающее мой рефлексирующий разум, имеется. Что если отец клирик иерей Сергий Баранов из воронежского Казанского – это Сергей Баранов из Тамбова (он пропал в 2005­-м, примерно в то время я стал чаще, чем в студенческие годы, посещать храм и впервые увидел отца Сергия). И что если он составил то письмо…Чисто теоретически не исключено.

Однако мне достаточно того, что я видел в лицо нашего отца Сергия и совсем чуть­-чуть, как редкий прихожанин, с ним знаком. И на основании знакомства с лицом, я понимаю, что ему претило бы стать героем такой истории, когда неизвестный доселе человек публично плюнул в информационный колодец и от этого стал знаменит. Лицо человека, если быть внимательным, не подведет.

Что интересно, многим мое основание показалось бы смешным, не будь на сегодня других доказательств того, что воронежского священника просто подставили, состряпывая письмо партиарху. Дурная множественность, правящая материальным миром, использована махинаторами этой истории в полной мере. Но без учета символики Близнецов, которые представляют природу творящую и природу творимую. В легендах и мифах на эту тему один всегда выступает в роли лекаря, второй – больного.