Газета,
которая объединяет

Столкновение интересов

Как можно уменьшить смертность пешеходов?
Рубрика: от
Автор:

Есть ужасающая статистика: треть всех дорожно-транспортных происшествий приходится на инциденты с участием пешеходов. Ежегодно их на дорогах страны гибнет до 25 тыс. Цифры имеют устойчивую тенденцию к росту (за пять месяцев 2012 года уже зафиксировано 10 тыс. эпизодов, в том числе и в Воронежской области), очевидно, что нужно предпринимать меры, чтобы снизить этот показатель, вопрос в том – какие конкретно.

Тенденция последних лет такова, что вина в одностороннем порядке сваливается на водителей. Просто потому, что они управляют источником повышенной опасности. По все той же статистике виновными в 90 процентах случаев наездов признаются водители и лишь в 10 процентах им удается доказать, что предотвратить столкновение было невозможно. Ситуации на дорогах бывают разные: нарушают как автомобилисты, так и пешеходы, и не факт, кто больше. Количество ДТП именно на пешеходных переходах, когда вина водителя понятна, очевидна и не может быть двояко истолкована, всего 25%, остальные три четверти – это ситуации на дорогах общего пользования, где у переходящих дорогу нет безоговорочного преимущества.

Между тем административная система работала в последнее время однобоко – существенно увеличились штрафы за непропускание пешеходов на переходах, изменились формулировки, теперь водители должны останавливаться чуть ли не при первом намеке на то, что пешеход намерился перейти дорогу. Но и такие драконовские меры не помогли – число наездов меньше не стало. Да и водители массово игнорируют эту норму.

Наконец, законодатели решили рассмотреть вопрос с другой стороны и поискать способы уменьшения количества ДТП с участием пешеходов не только методом увеличения штрафов для водителей. Таких способов на недавних общественных слушаниях было озвучено три. Все они, по нашему мнению, представляют интерес.

Во-первых, нужно обязать людей носить на одежде так называемые «фликеры», то есть отражатели. По статистике, 70 процентов наездов приходится на ночное время, когда у водителя зачастую физически нет возможности среагировать на внезапное появление на дороге пешехода: даже при движении с разрешенной скоростью тормозной путь будет выше расстояния, которое освещают фары. «Фликеры» могли бы исправить эту ситуацию.

Такая мера – не нова. У всех пешеходов должны быть свето­отражательные элементы на одежде – в Финляндии, прибалтийских странах и даже в Белоруссии. За отсутствие такого элемента там предусмотрен довольно крупный штраф. Правда, в России идея заставить всех пассажиров нашить «фликеры» выглядит утопией, зато можно обязать производителей хотя бы верхней одежды выпускать ее со светоотражающими элементами.

Во-вторых, нужно улучшить информирование водителей о пешеходных переходах. Не секрет, что «зебра» быстро стирается, а знаки часто установлены не по ГОСТу или закрыты деревьями или припаркованным транспортом. О том, что на участке нужно сбросить скорость и быть готовым пропустить пешехода, водитель может просто не знать. Есть масса предложений по радикальному решению этой проблемы, например, установить светофоры на всех нерегулируемых пешеходных переходах на дорогах с количеством полос более двух (но как тогда ездить, если светофоры будут стоять через каждые 50 метров?) или использовать около каждого перехода лежачего полицейского (даже самые крепкие подвески будут рассыпаться тысяч так через 10).

Есть и менее радикальные предложения. Например, перед всеми переходами положить виброшумовые полосы, которые предупреждают водителей и не наносят особого вреда автомобилям. Правда, эти полосы тоже не вечные и быстро изнашиваются. Может возникнуть та же ситуация, что и с разметкой.

В-третьих, нужно пропагандировать правила дорожного движения среди неавтомобилистов. В последнее время прессинг идет только на тех, кто за рулем: «Водитель, будь внимателен», «Водитель, пропусти пешехода» – что заметно расслабило самих пешеходов, которые как-то подзабыли, что их безопасность – это их же рук дело. Даже в ПДД сказано: пешеход должен убедиться, что автомобиль уступает ему дорогу, и лишь тогда переходить. Особенно часто «перебегающих» пешеходов можно видеть на Московском проспекте и проспекте Революции в местах, где пешеходные переходы уже давно отменили.

Самые вопиющие случаи происходят как раз вне переходов. Человек может выскочить из-за куста, дерева или припаркованного транспорта. Про банальные вещи, типа обходить автобус только сзади, мы уже и не говорим. Ответственность пешеходов вроде бы и предусмотрена, но как часто вы встречали случаи, когда полицейские выписывали протокол за переход в неположенном месте? Да и 200 руб. не то наказание, чтобы стимулировать людей переходить дорогу только в разрешенных местах. Возможно, что вслед за ужесточением наказания для водителей эту меру законодатели применят и для пешеходов?