Газета,
которая объединяет

Черты города

Рубрика: от
Автор:

Что наша жизнь? Ответить на этот вопрос – глупый, как все риторические – проще простого, если определиться с точками отсчета. Точнее даже – с системой координат: что с чем сравнивать, оценивая собственные труды и дни? А также – их ближайшие перспективы?

Самый надежный способ сделать беглый анализ на заявленную тему – как раз сравнительный; все в этом мире, как известно, относительно. Чем отличается бытование воронежцев от соседей по Центральному Черноземью – к примеру, белгородцев?..

Не скажу, что отправилась я в Белгород, обуреваемая страстным желанием рассмотреть этот – сугубо житейский – аспект. Собственно, об аспектах вообще речи не шло: просто­-напросто воспользовалась отпускным временем, чтобы побывать в городе, который прежде видеть не приходилось. В неизреченной надежде на то, что удивительное – рядом. И надежда эта, как ни смешно, оправдалась.

Первое впечатление – самое верное. Его я получила от белгородских городских магистралей – тотчас при въезде в город. Автовокзал, на который прибыл наш образцового содержания автобус, – в считанных минутах езды от центра. Естественно, общественного транспорта вокруг да около «автообъекта» снует предостаточно. Плюс личные «колеса»; движение, то есть, в означенном пункте должно быть интенсивным. По логике вещей. Привычных. Воронежских.

В Белгороде все оказалось иначе. Машин, конечно, хватает, но – забегу чуток вперед – за три дня пребывания в этом славном городе я не увидела ни одной пробки на дорогах. И – представьте! – ни единой аварии! Мало того, даже такая повсеместная для Воронежа картинка, как нервное перемещение железных коней впритирку друг к другу, ни разу на глаза не попалась. Хотя жила я в пяти минутах прогулочной ходьбы от главной белгородской площади; ну где как не там и быть движению максимально напряженным? Ан едут себе машинки преспокойно – каждая строго по своей полосочке (разметка есть везде). Никто никому не мешает, аварийной толчеи не создает. Потому как ничто к ней не понуждает.

Конечно, объективные факторы тут – в наличии. Первый – количество белгородцев; их раза в три как минимум меньше, чем воронежцев. Соответственно, средств передвижения – меньше тоже. Думается, однако, не только это – безусловно, важное – обстоятельство позволяет дорогам «дышать» свободно. Более того, я уверена, что оно – не главенствующее. Просто пока в Воронеже недалекого прошлого городская территория беспорядочно (что сегодня совершенно очевидно) забивалась навороченными зданиями-­исполинами, ради которых перекраивались не должным образом улицы и целые кварталы, в Белгороде бережно соблюдали правила цивилизованной застройки, не нарушающей существующего архитектурного контекста и организации дорожного движения. Может даже – чем черт не шутит! – у них существовало такое излишество, как генеральный план? Это мы десятилетиями «развивались» без него – так сказать, на глазок, по наитию…

Насколько я понимаю, виноватых в строительном буме девяностых и нулевых, превративших Воронеж местами в каменные джунгли – сегодня ищи-­свищи. Да если и покажет кто­-то смелый на этих виноватых пальцем – нам­-то какая от того выгода? Дело сделано, причем практически на века. И можно было бы не махать кулаками после драки, кабы не тот самый сравнительный аспект. Так бывает: попадешь ненароком в другую, не изуродованную постсоветской эволюцией действительность – и заскребут на душе препротивные кошки. Чем мы хуже Белгорода, спрашивается? Опять вопрос – глупый. Потому что – опять риторический.

Из прочих впечатлений – навскидку – пара слов о человеческом факторе. Белгородцы, показалось мне, несколько попроще воронежцев. Снобизма в них, во всяком случае, меньше: вам с видимой охотой пояснят, как найти ту или иную достопримечательность, подскажут, где выгоднее сделать покупку и т.д., и т.п. Правда, такая демократичность общения обнаруживает другую сторону медали: касаемо интеллекта – по совокупности – жители Центра Черноземья дадут соседям существенную фору. Это становится понятным при самых разных контактах – с продавцами в магазинах, кондукторами в автобусах, администраторами в гостиницах. Видно, смычка между городом и деревней на Белгородчине прошла в свое время куда органичней, чем на воронежской земле.

А еще мы интеллигентнее, грамотнее одеты. И женщины Воронежа, уж извините, красивее уроженок Белгорода. Честно говоря, это обнадеживает: если у нас хватает ума преподнести в лучшем виде личностные достоинства – должно достать его и для более глобальных осмыслений. Ради метаморфоз не только, разумеется, внешнего толка. Скорее даже – не столько…