Газета,
которая объединяет

Прощание с базаром

Всю минувшую неделю я наблюдал, как «добивали» мини-­рынок на Березовой Роще. Кран огромной клешней сминал железные крыши навесов для торгующих, грузил на платформу «кибитки» старых киосков. Рядом топтались охранники из ЧОПа, прохожие снимали происходящее на «мобильники», тяжело вздыхали торговцы, временно продающие сладости, постельное белье и даже молоко со сметаной прямо с расстеленной на земле клеенки.

Разговаривать о происходящих на мини­-рынке преобразованиях продавцы не любят: раньше, когда буквально кричали о своих проблемах, никто так и не услышал. Теперь – какой смысл? Формально они все понимают, как и мы – покупатели. Правительство России решило – с базарами надо кончать, будем строить крытые рынки. Сроки этого строительства неизменно сдвигались, но вроде бы больше не будут: к 1 января 2013-­го надо завести «под крышу» все наши рынки и мини-­рынки, которые не признаны сельскохозяйственными ярмарками, – у тех есть время до 2015-­го года. В итоге по области к концу 2012 г. начнут действовать в соответствии с новыми требованиями 36 рынков, еще 26 – получат отсрочку.

Не знаю, как кому-­то пришло в голову объединить законом рынки всего в две категории. Даже мини-­рынки, и те бывают совсем разными. Скажем, на пересечении ул.Лизюкова и Жукова – это одно, а тот же на Березовой Роще – абсолютно другое. И по размерам, и по обороту, и по социальным функциям, и по сложившимся традициям.

Наш рынок был очень «личностным». Покупали не у производителей, а у людей. Например, в колбасном киоске работала женщина, которая знала по именам всю Березовую Рощу. Люди приходили к ней поговорить, посоветоваться. Она никогда не обвешивала, не «навязывала» просроченный товар. Просто знала, какой семье что по карману, и понимала, какую продукцию можно предложить одним, а какую – другим. Теперь эта женщина уволилась и перешла работать кассиром в крупную торговую сеть. Сказала мне, что хозяин киоска отказался арендовать по новым ценам павильон – невыгодно.

Через день на электричке со стороны Графской к нам приезжала бабушка с козьим молоком. Каждый раз мне и дочке она рассказывала новую историю о магической целебной силе этого продукта. На прошлой неделе уже не было ни историй, ни самой женщины. Потому что уже просто не существовало места, где она обычно располагалась со своей большой черной сумкой.

Когда федеральный закон о переводе рынков в крытые помещения был принят, пояснили, что делается все ради нас – потребителей. Это не совсем так. Закон стал инструментом, который позволяет вытеснить из торговли «ненужных» людей и взять под жесткий финансовый контроль остальных.

Нет, я понимаю – есть Центральный рынок, расположенный в «сердце» Воронежа, около огромной гостиницы, в реконструкцию которой хочет вложить большие деньги всероссийская сеть. Они жалуются, что клиентам будет неприятно платить втридорога за номер и получать вид на уличную барахолку. Власти обещают провести полную реконструкцию рынка, благоустроить фасад, увеличить торговую площадь здания, куда и перевести торгующих, а на улице – сделать большую парковку мест на 300. В принципе, все разумно и логично. Но кому помешала та самая бабушка на Березовой Роще?

Мне доводилось видеть рынки городов разных стран. Да, где­-то исторически сложилась торговля под крышей, в каком-­нибудь старинном здании со своими традициями. Но есть и места, где на перекрестке разбивают палатки, ставят холодильники и до полудня продают овощи, фрукты, молоко, мясо, обувь и одежду.

И не забывайте про традиционные «блошиные рынки» во всех столицах Европы. March des Puces в Париже, Porta Portese в Риме, Flohmarkt и Boxhagener Platz в Берлине – это лишь самые известные из них. И никому не приходит в голову ради «заботы о потребителе» заставить продавцов перейти в крытые павильоны. Напротив, изо всех сил поддерживается самобытность и традиции этих торговых мест.

Впрочем, что бы мы ни говорили, есть федеральный закон, и он вступил в силу. Но мы, русские, хорошо знаем поговорку насчет того, что нормативный акт – далеко «не дышло». И власть на местах в силах соблюсти закон, не разрушая того хорошего, что уже есть. Сказано  – «крытые помещения», так установите четыре столба и смонтируйте крышу. А уж если решили построить новый рынок и обязали торговцев перейти в современные ряды, то поступайте честно: сохраняйте хотя бы на 2-­3 года прежнюю стоимость аренды торгового места или предлагайте продавцам альтернативный вариант – например, самостоятельное освоение территории рядом с построенными площадями. Тогда мы исполним закон, не допустим резкого роста цен и сохраним на небольших рынках тех, кто привык торговать там, и к кому так привыкли мы – покупатели.