Газета,
которая объединяет

Платить изволите?

Налог на землю вырос в разы
Рубрика: от
Автор:

В минувшую пятницу в ходе неформальной встречи с аналитиками воронежских СМИ губернатору Алексею Гордееву был задан достаточно неприятный вопрос о повышении ставок налога на землю и на имущество физических лиц. Неприятный – потому что вопрос увеличения стоимости чего бы то ни было всегда неудобен.

Причина вопроса проста: в последнее время людям стали приходить извещения об уплате данных налогов, и многие увидели, что суммы в квитанциях в несколько раз превышают платежи прошлых лет. С чем это связано?

Делайте ваши ставки!

Прежде всего с тем, что в 2012 году начала применяться новая ставка земельного налога, основанная на измененной кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость, не менявшаяся в регионе с 2005 года, получила новое исчисление. Стоимость земли теперь определяется не по кварталам, а по квадратным метрам. Соответственно, даже два расположенных по соседству и одинаковых по внешним признакам земельных участка могут иметь разную цену.

– При расчете кадастровой стоимости земельных участков учитываются различные факторы, которые оказывают существенное влияние на их стоимость, – пояснил корреспонденту «Берега» директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области Игорь Маслов. – В их числе можно отметить физические характеристики (площадь земельного участка, вид разрешенного использования), местоположение (расстояние до центра), окружение (близость к зонам рекреации, водным объектам, к остановкам общественного транспорта и т.п.), социальную и коммунальную инфраструктуру, состояние окружающей среды и т. д.

Кадастровая стоимость увеличилась у всех участков – вне зависимости от их назначения. Но под некоторыми объектами повысились вдобавок и ставки налогов. Они не изменились для участков, занятых индивидуальными жилыми домами, зато существенно выросли для земель под дачами и особенно – гаражами.

На тех, кто проживает в многоквартирном доме, произошедшие изменения не отразились: ставка налога под данным типом жилых зданий по-прежнему нулевая. Но в связи с начавшейся инвентаризацией недвижимого имущества выросла оценочная стоимость жилья, с которой исчисляется налог.

По словам Алексея Гордеева, данное решение – правильное и оно сегодня реализуется по всей стране.

– Не может объект иметь оценочную стоимость в тысячу рублей, а на рынке продаваться за сто тысяч, – убежден губернатор.

Богач – бедняк

Впрочем, глава региона признает, что в ряде муниципалитетов Воронежской области, которым сегодня дано право устанавливать ставки данного налога с коэффициентом от 0,2 до 2, установили максимальный коэффициент. Это сразу привело к многократному увеличению налоговой нагрузки на людей.

В конце прошлой недели Алексей Гордеев встретился с руководителем департамента финансово-бюджетной политики области Надеждой Сафоновой и поручил ей подготовить пакет рекомендаций, которые должны будут учесть муниципалитеты и исправить ситуацию в тех случаях, когда налог на жилье резко возрос. Выполнение этого поручения сможет несколько снизить финансовое бремя для населения, но не остановит тенденцию, набирающую обороты в последнее время: более ликвидное недвижимое имущество будет облагаться и соответствующим налогом. И эта позиция – правильная.

Сегодня, например, налоговая нагрузка на владельца отечественного автомобиля среднего класса и владельца внедорожника стоимостью в три миллиона тоже разнится многократно, и с этим никто не спорит. Анонсированный президентом России Владимиром Путиным налог на роскошь хоть официально введен и не был, но де-факто его уже давно стали применять, используя прогрессивную шкалу налогообложения.

Да, вполне вероятно, что многим жителям центральной части Воронежа в изменившихся условиях содержание жилья может оказаться не по карману. Но в развитых европейских странах жилье в центре города тоже обходится недешево, и никто не ропщет – в случае отсутствия средств на оплату налогов просто продают недвижимость и приобретают в другом, менее престижном районе.

У нас же, к сожалению, пока реализовать такую систему невозможно. Ее внедрение потребует принятия непопулярных мер, на которые власть идет обычно с неохотой. Хотя рано или поздно этим вопросом озаботиться все же придется. Ведь дорогостоящая недвижимость – это тоже роскошь, за которую нужно платить соответствующие суммы. Иначе мы так и будем сталкиваться с парадоксом, при котором владельцы данного ценнейшего актива будут активно выступать за увеличение налогообложения богачей, требуя при этом налоговых послаблений для себя – забывая, что сам факт владения этой недвижимостью уже дает право причислить их к той же самой прослойке населения.