Газета,
которая объединяет

Предупреждение и предубеждение

Во вторник пришло смс от МЧС.

«…18.07.12 года с 14:00 до 15:00 будет проводиться проверка системы оповещения Воронежской области с запуском сирен».

Сообщение застало меня в подходящей обстановке. Я отправился оплатить коммунальные услуги, и будто одного этого мрачного обстоятельства было недостаточно, на Воронеж еще обрушился тот самый обещанный СМИ «смерч из Польши». Про Польшу, может быть, и враки, насчет смерча – тоже, пожалуй, перебор, но в остальном картинка отвечала ожиданиям. Вокруг темнота, словно это не июльский день, а ноябрьский вечер; дождь стегает; ветер рвется с цепи; а я, переступив через валежник из дворовых кустов, прячусь вместе с другими прохожими в остановочном павильоне на полпути к цели. И главное, совершенно неясно, когда все эти декорации сменятся на более приемлемые. И «декорации» здесь слово – ключевое. Вот не покидает ощущение (настолько сильное, что переносится даже на неподотчетную человекам природу), что вокруг коллективными нашими усилиями ставится некий глобальный спектакль.

Как расценивать, к примеру, эти запуски сирен? Дело, конечно, нужное. Однако это напоминает поговорку о том, что «генералы всегда готовятся к той войне, что уже позади». Ведь проверка системы оповещения явно не относилась к тому «смерчу» с дождем, что набросился на Воронеж в ночь с 16-­го на 17-­е и во вторник днем. Эти сирены опробываются, так сказать, в рамках стратегического задела на будущее. Но стратегические мероприятия это не столько и не только – сирены. Это комплекс мероприятий, помогающих людям встретить стихию. В нашем случае – это обустройство тех же ливневок, чтобы после дождя на тротуарах и улицах Воронежа не образовывались реки и ручьи. Так же и в Крымске, боюсь, один сигнал тревоги не очень бы помог. Понимаю, что это звучит несколько в противоход общему мнению. Поэтому хочу подчеркнуть, что после случившейся трагедии об отсутствующей системе оповещения все­-таки поначалу говорилось в пожелательном и сослагательном наклонениях: «Ну хотя бы предупредили людей…» То есть это бы свидетельствовало о сколько-­нибудь человеческом отношении, но вряд ли бы принесло спасение.

Во-­первых, потому что, услышав предупреждение, далеко не все на него отреагировали бы, как должно.

Во-­вторых, из-­за самого характера стихий, с которыми нам все чаще приходится иметь дело. Например, то, что случилось в Крымске, гидрологи называют «быстроразвивающимися паводками». В английском варианте еще точнее – flash floods (молниеносные).

То есть такие паводки развиваются очень стремительно, их не вычислишь заранее. В Крымске у людей было пять часов в запасе, в другой раз в другом месте может не оказаться и сорока минут.

Так что сирены сиренами, но адекватный ответ на вызовы времени – это изменение самого строя нашей жизни. Прежде всего тотального подхода к любым мероприятиям с точки зрения «галочки». Сделали для отчета, начальству доложили, что декорации изготовлены, а насколько эти протокольные движения сообразуются с нашим физическим существованием здесь и сейчас – вопрос шестнадцатый.

В разных сферах жизни все чаще обнаруживаются эти подходы. Скажем, еду я по городу, а в глаза бросаются сплошные напоминания того, как мало осталось содержания за отреставрированными фасадами.

Весь мир – театр, а театр – весь мир, так? Вот вам театральный пример. Прекрасный ренессанс пережил Кольцовский театр драмы, здание обновили в морозно-­пастельных тонах, отчего театр стал даже называться «Зимним». Пусть, нет вопросов. Но театр это все-­таки не стены; некоторым образом важно, что там играют на сцене. А на сцене – не пойми что. Сами актеры пишут петицию губернатору по поводу двух новых спектаклей. О том, что билеты на них завышены, что режиссура оставляет желать лучшего. Жалуются на размер зарплаты: «...главное внимание сегодня уделяется не актеру на сцене, а технике и дорогим декорациям. Набираются технические специалисты, которые получают зарплату, в два-­три раза превышающую доход основных сотрудников, то есть артистов…» Ответ главрежа обеспокоенным СМИ очень показателен, это ответ начальника вообще, дескать, разговор с коллективом назрел, но состоится «не раньше чем в конце августа или начале сентября». Это могло бы быть просто спором о доходах, если бы актеры в письме не дали прямого ответа на прямой вопрос а-­ля булгаковский Мастер: «Скажите, хороши ваши спектакли?» «Нет, не хороши», – отвечает коллектив отремонтированного театра, надеющийся, что губернатор вдохнет в них новые смыслы.

Этот честный ответ дорогого стоит. То, что он звучит из театра (в котором отражается весь мир) – еще дороже. Пусть бы к актерам присоединились эмчеэсники, полицейские, чиновники, коммунальщики, которым я относил платежи. Надо же с чего-­то начинать, кроме сирен.