Газета,
которая объединяет

Бить будут?

Рубрика: от
Автор:

Вероятнее всего, круглый стол на тему «Культура межнациональных отношений – условие формирования толерантного сознания молодежи» никак не был связан с дракой у торгового центра «Московский проспект», в которой участвовали студенты ВГАСУ: ингуши и местные. Однако «стол» состоялся через несколько дней после ристалища, и его эхо так или иначе должно было звучать. Тем более, что в этом эхе перекрывали остальные звуки выстрелы, произведенные 19-­летним студентом из Ингушетии.

Когда говорит оружие, формировать «толерантное сознание», что у молодежи, что у стариков – очень сложно. А если из этого оружия еще и попадают в голову и живот…

В общем, круглый стол на тему «культуры отношений» явно не формат для разбирательств подобных инцидентов. И я бы понял, если бы драку со стрельбой вообще обошли стороной. Но этого не произошло. Драка красной нитью вплелась в дискуссию, задуманную ее организаторами как исключительно вегетарианскую. Ибо, как сообщил модератор круглого стола К. Квасов, «здесь собрались, чтобы обсудить, как нам идти, созидая и увеличивая благосостояние матушки­-России». Но – не получилось. Скоро выяснилось, что представители диаспор и русских патриотических организаций собрались для другого. Чтобы высказаться, как говорят чиновники – по конфликту. И знаете, это придало формальному мероприятию особое измерение. Ведь не будь конфликта, незачем было бы заклинать «толерантность». И не решив конфликта, идти куда­-то дальше – просто не выйдет.

А варианты решений конфликтов известны испокон века. Либо стороны признают, что были не правы и тогда идет разговор о степени вины каждого и компенсации взаимных ущербов. Либо стороны стоят, каждая на своем, и тогда конфликт решается через войну до победного конца. А вот чего точно не бывает – это, чтобы все взялись за руки и помирились. Разве что, когда спор никого не волнует, что к «национальному вопросу» в России, увы, не относится. «Увы» свое я объясню потом, ниже.

Представитель общественного движения «Народный собор» Михаил Истомин задал градус дискуссии, заявив в своем докладе, что в РФ проводится политика двойных стандартов: «если русский наносит ущерб нерусскому, то его судят по 282-­й статье УК как экстремиста. Если ситуация обратная, то статья выбирается более мягкая. А в национальных республиках все с точностью до наоборот».

В ответ на эти медицинские факты представитель еврейской общины Анатолий Шерман назвал выступление Истомина «открытым позиционированием русского национализма». Призвал всех к толерантности, но только накалил обстановку. Делегаты Спортивно­-оздоровительного историко-­патриотического центра «Оберег» напомнили о студентах-­ингушах, взявшихся за оружие. «А ведь воронежский студент заступался за честь девушки», – подчеркнули «обереговцы».

– Вот вы говорите: «русских постреляли ингуши», но они такие же граждане РФ, – напомнил делегат чеченской диаспоры.

– Наша позиция та же, что и у «Народного собора». Мы консолидируемся. Мы построили зал и тренируем ребят, чтобы они могли дать сдачи, если что, – продолжили «обереговцы». «Странно, что русские, которых изначально больше, жалуются. Есть проблемы – решайте по-­взрослому», – как-­то так предложил решение Анатолий Шерман.

«Вы предлагаете нам решать вопросы в частном порядке, ладно, когда в следующий раз выйдут скины на улицу, мы объясним, что это по совету Шермана», – ответствовали ему.

Периодически звучали призывы успокоиться и припасть за ответами к великим национальным культурам. О, если бы не ритуальность этих заклинаний, если бы образцы культуры играли в нашем социуме хоть какую-­то серьезную роль.

В самом деле, про национальный вопрос действительно лучше забыть и не волноваться по его поводу. Волноваться стоит, если совершаешь недостойный человеческого облика поступок. Только здесь, а не по цвету кожи и составу кровяных телец пролегает настоящая граница. Господи, вся планета уже перемешалась. Давно пора угадывать соплеменников не по сомнительному родству, а по поступкам, образу жизни. Это была бы новая подлинная стратификация общества XXI века. Которая, увы, не так актуальна сегодня, как национальный вопрос.

«Досадно мне, коль слово честь забыто», – сказал наш поэт, тот, который, спасибо, что живой. Когда честь забыта, вспоминают о толерантности. Но она хороша у взрослых к детям, у здоровых к больным. Толерантность же между двумя равными субъектами неизбежно приводит к паразитированию одного субъекта на другом.

«У нас с русскими никаких проблем нету, – улыбаясь, заметил делегат цыганской диаспоры, – плохих наций не бывает, а плохими людьми пусть занимается полиция». А если полиция не успевает, тогда как? Тогда, если абстрагироваться от «обмена культурным опытом», принятого в резолюции круглого стола, следует вспомнить, как бритоголовый Алешка объяснил Михаилу Квакину ультиматум Тимура и его команды.