Газета,
которая объединяет

Монастырь или универ?

Рубрика: Колумнистика№ 66 (1493) от
Автор: Анна Жидких

Темой я заинтересовалась, наткнувшись на информацию о возможном сносе главного корпуса ВГУ ради восстановления на месте его дислокации Митрофановского монастыря. И стала решать дилемму – за какой вариант я, случись, выскажу свое мнение? Оба объекта, по идее, неприкосновенны – в теории. Что имеем на практике – известно. Экономическую сторону предлагаемой «революции» сбрасывать со счетов тоже нельзя…

Идея «замены» светского храма науки на культовый принадлежит молодым и дерзким – дипломникам архитектурно-строительного университета, разработавшим проект «реинкарнации» Митрофановского мужского монастыря. Постройка, безусловно, судьбоносная: история ее появления в Воронеже спускается в первую половину XIX века. Тогда, в 1836 году, монастырь учредили на базе архиерейского подворья – после обретения мощей первого воронежского епископа Митрофана и его канонизации.

За короткий срок монастырь, расположенный в историческом ядре города и представлявший собой единый архитектурный ансамбль (Благовещенский собор, архиерейское подворье, колокольня, ряд других построек), стал важнейшим религиозным центром России, местом стечения паломников, среди которых был якобы замечен даже Николай Гаврилович Чернышевский. Он, дескать, поступая в университет, стремился заручиться покровительством святого Митрофана.

В предреволюционные годы монастырский ансамбль неизменно привлекал внимание искусствоведов. «Достопримечательностью монастыря в полном смысле слова являются три здания внутри его двора: дом конюшего двора, здание Архангельского собора и бывшей трапезной. Все эти три одноэтажных здания выдержаны в строго классическом стиле. Первое из них украшено портиком с дорическими колоннами, с выгнутым полукругом во фронтоне. Архангельский собор и трапезная украшены портиком с ионическими колоннами посередине, с пилястрами в средних частях здания и полуколоннами на боковых его частях. Особенно следует отметить, – подчеркивал архитектор Успенский, – колокольню Митрофанова монастыря. Легкое, стройное, уносящееся ввысь со своим шпицем, это сооружение является одним из достопримечательнейших не только в Воронеже, но и в России…». Внутри монастырского двора над водопроводом была устроена часовня.

Изменившееся после революции отношение к религии коснулось Митрофановского монастыря в первую очередь. По требованию делегатов губернского съезда Советов создается специальная комиссия во главе с представителем ЧК Бессмертным для вскрытия мощей святого Митрофана – с целью «продемонстрировать трудящимся обман церковников». В июле 1919 года в Митрофановском монастыре распоряжением ГубЧК устраивается концлагерь, куда переводят заключенных местной тюрьмы.

В начале 1920-х многострадальный монастырь представлял собой странное сочетание религиозного центра с тюрьмой. В 1929-м президиум горсовета принял решение о закрытии церкви Митрофановского монастыря, а годом позже монастырская звонница лишилась всех колоколов.

В желающих занять освободившиеся помещения недостатка не было. В 1937 году городские власти, озабоченные поисками места под музыкальный театр, предложили участок, занятый монастырем – после сноса «малоценных в архитектурном отношении зданий». Местность не устроила проектантов с геологической точки зрения, театр построили на центральной площади. Монастырь уцелел, но ненадолго.

Судьба его решилась в начале 1950-х: территорию отвели под строительство главного корпуса университета. Строительство началось в 1956 году, полностью завершилось в 1965-м. «С архитектурной точки зрения здание совершенно невыразительное, с монастырским ансамблем оно не может идти ни в какое сравнение», – считают специалисты...

Наверное, все так. Но те 50 с лишним лет, которые благополучно «прожил» универ на монастырской земле – они ведь тоже уже история. И тоже – наша: сколько поколений воронежцев отучилось в «невыразительном здании»? Какие эмоции и воспоминания связаны с ним у подавляющей части горожан? Куда я, к примеру, должна деть свои материнские чувства, испытанные у парадного подъезда в ожидании сына, сдающего вступительный экзамен как раз в этом «доме»?..

Сказанное вовсе не значит, что свой выбор, если б кто-то им интересовался, я сделала бы однозначно. Хотя – что там я? Вряд ли найдется смельчак, рискнувший повернуть вспять ход городской архитектурной истории. Или, напротив, заявить, что монастырь Воронежу не нужен. Впору всенародный референдум объявлять. Если, конечно, епархии по силам финансирование такого проекта.