Газета,
которая объединяет

Естествонезнание

Рубрика: Колумнистика№ 64 (1491) от
Автор: Юрий Бабаян

В канун своего прощания с правительством непопулярный министр образования Андрей Фурсенко подкинул обществу очередную «бяку». В один ряд с такими неоднозначными решениями, как укоренением ЕГЭ и полным переходом на критикуемую в Европе Болонскую систему высшего образования, встал еще и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

ФГОС, подписанный так тихо, по счастью, больше не содержит предложения убрать русский язык из числа обязательных предметов, но зато имеет ряд иных интересных решений. Все их анализировать не будем – это не задача колонки, остановимся лишь на одном – исключении из обязательной программы физики, химии и биологии.

Это произойдет не для всех детей, но для большинства – то есть для тех, кто не выберет своим профилем один из данных предметов. Им предложат изучать их в рамках общей дисциплины под названием «Естествознание». И произойти это, по замыслу Фурсенко, должно к 2020 году.

Если бы мне в середине 90-х годов прошлого века, когда я был старшеклассником, сказали о готовящихся новациях такого плана, я бы, наверное, сделал себе икону из фотографии министра и молился на нее: не считая биологии, в список на объединение попали самые мои нелюбимые предметы. Впрочем, сегодня, спустя 15 лет после окончания школы, я понимаю, что мне – стопроцентному гуманитарию – познаний в этих дисциплинах явно недостает. А для работы порой они требуются. И приходится заново учить элементарное, чтобы понять, о чем пишу. И это, заметьте, при наличии базового образования, дающего основные сведения даже абсолютному двоечнику. То есть сегодня я имею возможность ликвидировать пробелы в собственном образовании лишь за счет того, что когда-то мне насильно дали соответствующую базу.

К сожалению, у моего сына такой возможности, скорее всего, не будет. Если он не выберет естественно-научный профиль обучения (это вполне вероятно, в семье «естественников» я что-то не наблюдаю), то не получит даже минимально необходимой основы по этим дисциплинам. И никакое «естествознание» тут не спасет.

Стоит обратить внимание на то, что выбор профиля обучения школьнику предлагается сделать в 15 лет. А этот возраст чреват ошибками – да они подростку и простительны. До сих пор в памяти стоит образ подруги детства, которая долгое время училась по гуманитарному профилю, занимала призовые места на олимпиадах по русскому языку и литературе, а после года обучения вместе со мной на филологическом факультете взяла, да и поступила в медицинскую академию. Сегодня она – прекрасный акушер-гинеколог, и во многом ее преуспевание основано на той базе, которую ей дали по биологии и химии в непрофильном классе. При существующем положении вещей государство образовательной программой страхует ученика от ошибки. С 2020 года, согласно ФГОС, перестанет.

Как известно, если человеку пытаться преподать «все», то преподашь в итоге «ничего». Объединение предметов возможно, но исключительно в рамках высшей школы. Причем, как уточняют представители вузовского сообщества, только на старших курсах. То есть сначала студент получает базу по каждой дисциплине в отдельности, а уже потом объединяет их, выводя общие закономерности, позволяющие применять полученные знания на практике.

Практика – это вообще удел профессионального образования: без разницы – среднего или высшего. После школы же человек должен владеть минимальным набором теоретических знаний, позволяющих ему сделать выбор и продолжить обучение. ФГОС количество этих знаний минимизирует. Соответственно, родителям абитуриентов, и сегодня тратящим баснословные деньги на подготовку собственных чад к поступлению, придется тратить еще больше.

Впрочем, ничего удивительного в стремлении Андрея Фурсенко к объединению дисциплин лично я не увидел. Похоже, патологическая любовь к совмещению несовместимого свойственна всем представителям этой семьи. Недаром же буквально на днях вся страна увидела результат эксперимента второго брата Фурсенко – Сергея, который, руководя Российским футбольным союзом, тихой сапой «объединил» футбол со спортивной ходьбой. Благо, еще только с ходьбой – сборную просто проклинали. Если б решил с гандболом – так еще и хохотали б до упада.

Проводя параллели в деятельности двух братьев, облегченно вздыхаешь, понимая, что Андрея Фурсенко больше нет в министерском кресле. Ведь в числе последних «достижений» его брата – перевод российского чемпионата на систему «осень-весна», при которой футболистам придется играть матчи в декабре и феврале. Как знать: вдруг окрыленный примером ближайшего родственника и Андрей Александрович «учудил» бы что подобное, заставив школьников учиться летом, а отдыхать два месяца зимой! Абсурд? Возможно. Но ведь еще 15 лет назад и ЕГЭ казался абсурдом…