Газета,
которая объединяет

Под знаком Ольденбургских

Что ожидает главную достопримечательность Рамонского района

Знаменитый замок принцессы Ольденбургской, что находится в Рамонском районе – объект культурного наследия России. Красивейшее, исторически ценное строение, как известно, не один год ждало реконструкции. Модернизации должна подвергнуться и прилегающая к замку территория.

На днях губернатор Алексей Гордеев с супругой посетили Рамонский район. Там они встретились с государственным экспертом Министерства культуры Франции по садам и паркам Оливье Даме и директором ландшафтной компании ООО «Харпак» Кариной Лазаревой. Гости ознакомили чету Гордеевых с проектом реконструкции парка, примыкающего к замку.

Культурная Мекка

– Обращаю внимание на то, что мы утвердили программу по восстановлению всех исторических архитектурно-строительных комплексов, которые, к счастью, сохранились в Воронежской области, – отметил губернатор. – В частности, в конце июня после реконструкции откроется музей-усадьба Веневитинова. Прекрасный культурный объект восстановлен в изначальных исторических форматах и традициях. В ближайших планах – активная работа над комплексом принцессы Ольденбургской. В этом году мы должны завершить проект восстановления самого замка и со следующего года приступить уже непосредственно к работам. В наших планах сделать здесь музей. Это позволит презентовать как саму Рамонь, которой, кстати, в следующем году исполняется 400 лет, так и всю историю Воронежской области. Более того – комплекс Ольденбургских является настоящей культурной жемчужиной не только нашего региона, но и всей России.

Разработчики проекта, Карина Лазарева и Оливье Даме, рассказали, что счастливы воплощать свои идеи на столь мощной исторической базе. Безмерно рады, что им доверена такая удивительная работа. И считают, что подобный проект – колоссальное везение для любого архитектора. Средоточье этого места, по мнению проектировщиков, – культура и история. И цель дизайнеров – сделать все, чтобы территория превратилась в культурную Мекку.

Речь идет, кстати, не об одном парке, а о двух. Первый находится за замком («Романтический парк на склоне» с лестницами и гротом), другой – перед зданием («Регулярный парк»). Восстановлению подвергнется в первую очередь объект, расположенный перед замком. Идея обустройства этого парка предусматривает создание двух зон. Первая будет свободна от деревьев, вторая превратится в так называемые «зеленые комнаты». В центре высадят клумбу в форме розетки, а ворота замка украсит эффектная входная группа.

Простор для творчества

Вопрос – что будет возрождаться раньше, сад или памятник – не застал архитекторов врасплох. Они отметили, что хорошо было бы сделать это одновременно. Но если по финансовым причинам такое невозможно – нужно выполнять работу поэтапно. Потому что даже при данном раскладе процесс восстановления комплекса вызовет огромный интерес у местных жителей и туристов, которые своими глазами смогут наблюдать за ходом реконструкции.

Оливье Даме вспоминал, что, приехав в Рамонь несколько лет назад, нашел замок в куда более плачевном состоянии, чем сейчас. Правильно выбранное направление деятельности французского мастера очень радует. Но ему, ландшафтному архитектору, было бы, конечно, интереснее начать работу с восстановления сада. Простор для творчества практически не ограничен: позиционировать объект можно как культурно-историческую территорию, так и просто место для отдыха. Куда смогут приходить семьи с детьми, влюбленные пары, люди пожилого возраста. И каждый сможет укрыться в затененных уголках аллей.

Замок и сады были созданы в самом конце XIX века. Во Франции того периода существовала традиция создания садов, называемая «культурой декоративных цветов». Она воплощалась в разных формах: к примеру, в центре сада разбивался большой цветник. В каждый сезон, будь то весна, лето или осень, высаживался какой-то определенный набор цветов.

А что же в наших палестинах? Многие помнят, что специально к открытию «Алых парусов» в парке высадили особый сорт роз, созданный специально для Воронежа. Пренебрегать подобным эксклюзивом архитекторам показалось неправильным, и потому точно такие же розы расцветут со временем и в Рамони. Сохранятся там и кусты сирени, которые исторически растут на тамошних землях и радуют взгляды не одного поколения воронежцев и гостей города.

Составляющие успеха

Сразу после ознакомления с проектом реконструкции парка Алексей и Татьяна Гордеевы побывали на концерте камерного оркестра «Chaarts» из Швейцарии, состоявшемся непосредственно у стен замка. Мероприятие проходило в рамках II Международного Платоновского фестиваля искусств.

Европейская аудитория уже успела по достоинству оценить этот нестандартный музыкальный коллектив. Дело в том, что, несмотря на заявленную швейцарскую прописку, группа – интернациональная. В ее состав входят такие музыканты, как Корин Чапелл (Англия), Божо Параджик (Хорватия), Кирилл Кравцов (Россия-Германия). И другие, в числе которых – знаменитый российско-английский музыкант Александр Ситковецкий, известный отечественной публике по участию в группах «Автограф» и «Високосное лето». А еще – как один из первых людей в нашей стране, выпустивший альбом в формате компакт-диска (еще в советское время).

Исполнительская концепция – слияние сольной, камерной и оркестровой традиций. Уровень музыкального мастерства участников коллектива позволяет «Chaarts» обходиться без дирижера. За два концертных сезона «Chaarts» уже успели выступить с такими известными солистами, как Марта Аргерих, Оливер Шнайдер, Жиль Апап, Алексей Игудесман, Алина Погосткина, Соль Габетта.

– Ожидания того, что прозвучит на концерте – самые радужные, – отмечал перед началом действа критик Бронислав Табачников. – Высокая культура ансамблевой игры, которая существует в Швейцарии уже много лет, дает основание предполагать, что публика получит удовольствие. Во-первых, от качества инструментов, на которых они играют, и во-вторых, от их коллективного сотрудничества, которое музыканты практикуют не один год. Эти две составляющие успеха будут обязательно.

Эклектика на воздухе

В программе выступления были заявлены «Симфония №10 си-минор для струнного оркестра» Мендельсона, «Античные танцы» Респиги, «Цыганские напевы» Сарасате и «Серенада для струнного оркестра» Дворжака. Репертуар для концерта под стенами замка, пожалуй, самый подходящий.

Восемь скрипок, две виолончели и один контрабас – состав, показалось, оптимальный для выбранных времени и места. Такие «совпадения» вкупе с профессионализмом исполнителей не могли не произвести должный эффект. Ключевой характеристикой анса­мбля можно назвать эклектичность. Музыканты одинаково хороши и в моменты барочной тонкости, и секунды поистине рок-н-ролльной экспрессивности. Ну, и глубина погружения в материал достойна быть отмеченной.

– Для классической музыки oper-air – вообще самая сложная форма существования. Хотя бы потому, что нужна очень хорошая подзвучка. Но местные звукорежиссеры справились с задачей достойно, – рассказали журналистам участники «Chaarts» Кирилл Кравцов и Андреас Флек. – Ноты по открытому воздуху всегда летают, их разносит ветер. Несомненно, музыку украшает птичий гомон и масса природных звуков, невольно подмешивающихся к звукам инструментов. Это воодушевляет. В общем, много нюансов, которые, возможно, слушателю не всегда заметны, но для нас эта ситуация, несмотря на все удовольствие от исполнения, – самая стрессовая. Правда, все участники группы абсолютно очарованы этим местом. Оно идеально приспособлено для подобных концертов. Старая музыка как нельзя лучше подходит здешней винтажной атмосфере романтики и красоты. Прекрасно, что на воронежской земле столько молодых слушателей классической музыки. В Европе подобного нет и близко: там залы заполняют люди за шестьдесят...