Газета,
которая объединяет

Тендерное замыкание

Детские учреждения Борисоглебска – под угрозой?
Рубрика: от
Автор:

При проведении строительных и ремонтных работ электрике обычно уделяется особое место. Оно и понятно, учитывая, что от качества ее монтажа зависит противопожарная безопасность здания. Впрочем, в Борисоглебске на безопасность, похоже, мало кто обращает внимание. Причем, что самое страшное, даже тогда, когда речь идет о детских учреждениях.

Пример: недавно сданное педиатрическое отделение центральной районной больницы. Его, находившееся на контроле губернатора Алексея Гордеева, 1 декабря прошлого года торжественно открыли в присутствии депутатов Государственной и областной Дум.

Не доделано – и бог с ним!

– С этим объектом все было очень непросто, – говорит местный предприниматель Виктор Алексеев. – Деньги на него были выделены неплохие, но подрядчик – местная компания «Энергия», имеющая незначительный штат сотрудников – набрал на работу людей, не имевших опыта электромонтажных работ. Как следствие – работы выполнялись не по проекту. Благо, районные власти пригласили для проведения ревизии очень серьезную саратовскую фирму, которая забраковала практически все, что было здесь сделано. Контракт с «Энергией» расторгли, но почему-то она не попала в список недобросовестных подрядчиков. Новый же конкурс выиграла более серьезная организация, но результаты ее работы меня просто поразили.

По словам Виктора Александровича, подрядная организация была вынуждена работать в условиях жесткого цейтнота, чтобы успеть к 1 декабря. В результате недоработанными оказались розеточные группы, не выполнены работы в физиокабинете, автоклавной, в дизель-генераторной, не смонтирована электрика системы вентиляции.

– Я все понимаю: сроки, спешка, – говорит предприниматель. – Сдать объект к сроку – вопрос политический. Но можно же было сдать объект, а потом быстро все довести до ума. Почему недоработки так и не устранили? Даже проводку частично использовали ту, которую прокладывала «Энергия» и которую забраковали проверяющие. А родители были вынуждены возить своих больных детей на физиопроцедуры в старое здание, расположенное в трех кварталах от нового.

У Виктора Алексеева тревога по этому поводу не праздная. Во-первых, он сам – отец маленькой дочери. Во-вторых, он возглавляет самое крупное в Борисоглебске предприятие по проектированию, обслуживанию, испытанию и монтажу электросетей и электрооборудования, систем охранно-пожарной сигнализации и молниезащиты. Здесь, как правило, разрабатываются проекты электромонтажных работ, проводимых в местных учреждениях здравоохранения. Кроме того, по договору с центральной районной больницей именно его специалисты занимаются обслуживанием электрического хозяйства отделений ЦРБ.

Впрочем, если проблемы в детском отделении больницы связаны исключительно с человеческим фактором (то есть – как заказчик мог подписать акт приемки выполненных работ?) и, следовательно, решаемы, то сложности, наметившиеся с ремонтом детской поликлиники, имеют уже куда более серьезную основу.

Трое рабочих на три этажа

– Все заказы на муниципальном, региональном и федеральном уровне теперь обязательно проходят через торги, проводимые по Федеральному закону №94, – поясняет Виктор Александрович. – Закон же этот позволяет выигрывать право подписания контракта кому угодно. Профессионализм в расчет не берется. В результате люди буквально обваливают конкурсы, занижая цену в два-три раза от максимальной стоимости контракта. Вот, в частности, право проведения электромонтажных работ в здании детской поликлиники выиграла фирма «Паритет». При максимальной цене контракта в 2,9 млн. руб. они предложили выполнить его за 1,1 млн. Но я сам составлял проект этих работ и знаю – данной суммы не хватит даже на закупку необходимых для ремонта материалов!

По словам Виктора Алексеева, «Паритет» нанял для выполнения работ местную фирму «Борэнерго». Та направила на объект троих рабочих, до того дел с электрикой не имевших. В результате компания сорвала все мыслимые и немыслимые сроки. Но это – не главное.

В ходе проведения работ «Бор­энерго» в целях экономии неоднократно отступал от проекта, использовал более дешевые материалы, выполнял отличные от предусмотренных виды работ. В результате подал напряжение на оголенную проводку.

– Представьте только: работы проводились без закрытия поликлиники! – ужасается Виктор Александрович. – Получается, что дети и их родители, врачи и медсестры находились в здании, где под напряжением была «голая» проводка. Я сразу же обратился в районную прокуратуру, но она отписалась – как всегда.

Виктор Алексеев написал в Ростехнадзор, специалисты которого обратились в областную прокуратуру для проведения проверки. Однако в результате бюрократической волокиты проверяющие смогли попасть на объект только три недели спустя.

– За три недели, по идее, можно устранить все недостатки, – говорит предприниматель. – Особенно если знать, по какому поводу будет проводиться проверка. Но там не предприняли никаких шагов, чтобы что-то изменить! В итоге Ростехнадзор обратился в суд, и деятельность поликлиники в этом здании приостановили. Администрация городского округа нашла выход из ситуации, временно переведя учреждение в старое здание детского отделения больницы, позволив завершить работы на объекте. Но проблема в том, что продолжают эти работы те же самые люди…

Гигиена и безопасность

Удивление Виктора Александровича вызывает даже не тот факт, что конкурсы выигрывают организации, которые не представляют стоимость необходимых работ, а то, что надзорные органы в большинстве случаев оставляют без внимания все сигналы о непредсказуемых последствиях, к которым может привести халатность заказчиков. С этим предприниматель столкнулся, пожелав участвовать в замене электрооборудования ряда борисоглебских детских садов.

– Детсады у нас старые, – поясняет он. – Поэтому, когда были объявлены котировки на приведение их электрохозяйства в соответствие установленным требованиям, я обрадовался. Мысль мне показалась интересной, и я решил принять участие в котировках. Но когда увидел, что требуется сделать, просто обомлел. Цена контракта учитывала проведение работ, которые не соответствовали предъявляемым к дошкольным учреждениям требованиям. Например, проводка практически не защищалась от замыканий и возгораний. То есть, не дай Бог, произойди что непредвиденное, в детсаду просто потухнет свет и даже не будет возможности эвакуировать детей – установка положенных аккумуляторных светильников на выходы там тоже не предусматривалась. Я отказался участвовать в этом цирке. Более того, написал в прокуратуру заявление, в котором, сославшись на необходимые документы, попытался оспорить факт проведения именно таких работ. В итоге мне ответили, что подрядчик провел работы в полном соответствии с заявленными требованиями, соответственно, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют. Но естественно, что подрядчик сделал все, как от него требовали! Другое дело, что именно от него требовали! До этого прокуратуре не было никакого дела.

В то же время, говорит Виктор Алексеев, не так давно прокуратура отреагировала на отсутствие в одном из детских садов крышек на песочницах – дескать, это негигиенично. Хотя ущерб здоровью детей от кошки, случайно сходившей в туалет в незакрытую песочницу, и от замыкания проводки, согласитесь, будет несопоставим.

– Если, не дай Бог, произойдет трагедия, прокуратура однозначно найдет виновных, – говорит предприниматель. – И сразу же будет обнаружено, что электромонтажные работы проводились не должным образом. Но зачем доводить до трагедии?

Вообще, считает Виктор Александрович, сегодня безопасность электросетевого хозяйства начинает отходить на задний план. У Ростехнадзора забрали полномочия по контролю за энергетической безопасностью социальных и коммерческих объектов, предприниматели при наличии хороших юристов могут не опасаться ответственности за собственное бездействие. Но дело, конечно, не только в юристах. Проблемы кроются прежде всего в системе, которая позволяет выходить на рынок неквалифицированным псевдоспециалистам.

– Сегодня в Борисоглебске работают несколько крупных бригад, нигде не числящихся и не зарегистрированных, – поясняет предприниматель. – Мне тяжело конкурировать с ними: из-за того, что они не зарегистрированы, не платят налоги, себестоимость их работы становится значительно ниже моей. Да, они не могут участвовать в конкурсах, но их постоянно нанимают те, кто в них побеждает. И ладно бы, если те, кто нас обгоняет, делали работу качественно – я бы смирился. Но она представляет угрозу для населения. Однако до этого никому нет дела…