Газета,
которая объединяет

Жизнь как песня

35 лет в Воронежской филармонии радует слушателей Раиса Левашова
Рубрика: Судьбы№ 51 (1478) от

В духовном самосознании русского народа всегда большую роль играли песня и певцы. Воспринимались звучащая песня, ее чарующие звуки как нечто, неразрывно связанное с певцом, его радостями и горестями, надеждами и сомнениями. Певца важно было не только слышать, но и видеть, понимать, сочувствовать ему, а может, и шагнуть вместе с ним в вечность.

Петь песни на Руси имел право тот, кто не кривил душой, исполнение песни было служением народу, времени и пространству, самой истории. И не важно, перед какой аудиторией ты поешь – большой или маленькой. Поющаяся песня – значимый, сокровенный факт жизни. И если ты взялся петь, значит, выложиться надо до конца, вместить в звуки свое сердце.

Казачье «наследство»

Наша героиня Раиса Александровна Левашова поняла все это еще в далеком детстве. Правда, тогда у нее была другая фамилия – Демчук. И смысл в эту казачью фамилию был заложен такой: демоническая страсть, полная отдача себя избранному делу. Петь с такой фамилией плохо было нельзя, просто невозможно. Именно так запредельно, на грани возможного и пела вся семья Демчуков. Отец – сибирский казак Александр Андреевич Демчук, обладавший прекрасным баритоном. Мама, уроженка Варшавы, Прасковья Осиповна – сопрано. Дядя Петр – бас. Тетя Феодосия – меццо-сопрано. Когда этот квартет затягивал «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны…» или песню про Ермака «Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии сверкали», под окнами собирались соседи и ловили каждый звук. Слушатели стояли, восторженно покачивая головами, и в дождь, и в метель, и в жару. Ведь это было приобщение к самому прекрасному, самому важному и насущному – к душе России, народной песне!

– Как поют Демчуки! Настоящие артисты! – восхищались соседи.

Происходило все это на Северном Кавказе, в довоенном городе Грозном, куда семья Демчуков вынуждена была перебраться из Сибири. Кого-то из Центральной России ссылали в 30-е годы ХХ века в Сибирь. Ну а из Сибири шли эшелоны с раскулаченными на Кавказ. Род Демчуков словно вырвали с корнями из привычной почвы и швырнули на выживание туда, где он не чаял быть ни при каких обстоятельствах. Но казаки – народ живучий. Вместе с мамой Рая мыла полы в квартирах ответственных партработников. Когда появлялся заказ на побелку, это было почти счастьем. Поскольку можно было надеяться на то, что скудный семейный бюджет пополнится нелишними двумя-тремя рублями.

– Раечка, ты уж постарайся не отставать от меня, когда будем белить стены, – просила мама.

– Хорошо, мамуля, я постараюсь, – отвечала та.

Трудные годы

Особенно трудно стало во время войны. Утешало то, что тяжело не только тебе – всем. Продукты выдавались по карточкам. За хлебом выстраивались громадные очереди. К магазину худенькая Рая приходила затемно и пристраивалась сзади взрослых. Как только магазин открывался, все устремлялись вперед.

В страшной давке хрупкую Раю сжимали так, что невозможно было дышать. Но возвращаться без куска хлеба домой было нельзя. Она добиралась до прилавка, получала в руки заветную горбушку и с победным видом шагала по улицам Грозного домой.

Только закончив восемь классов и поступив на учебу в ремесленное училище, Раиса узнала, что кроме первого блюда, оказывается, бывает еще и второе. Ведь строители должны быть крепкими физически. Кому нужна штукатурщица, которая будет не в силах держать мастерок?

– Нам балерины не нужны, нам нужны рабочие, – делал внушение директор поварам столовой ремесленного училища, – так что, будьте любезны, перловку не жалейте!

Ко времени окончания ремесленного училища Раю Демчук уже не сдувал с дороги ветер. Ее «переселенческая» худоба перестала бросаться в глаза. Пережитая война сравняла всех. И – о чудо! – после окончания училища дочь раскулаченного отправили пионервожатой в Курчалой… Целый год Раиса занималась воспитанием чеченских ребятишек. Учила их петь русские песни, танцевать, декламировать стихи. Именно в Курчалое Рая поняла, что настоящее ее призвание – это культура, искусство и все, что с этим связано.

Но когда прозвучал призыв к молодежи ехать работать на стройки Карелии, Раиса без раздумий отправилась в путь-дорогу. В Кондопоге ее, как имеющую опыт педагогической работы, определяют воспитателем рабочего общежития. Во время ее работы это общежитие превращается в центр культурной жизни Кондопоги. Из окон угрюмого здания начали звучать русские, украинские и казачьи песни. Певческий талант вдруг проснулся у тех, кто о нем и не подозревал.

Казалось бы, все у Раисы Демчук наконец определилось. Но это только казалось… на то она и Демчук, чтобы принимать самые непредсказуемые решения. Когда был объявлен призыв девушек в армию, Рая и тут оказалась в первых рядах. В погонах сержанта начала службу в топографической части. За офицера этого подразделения она вышла замуж, родила сына Дмитрия. Муж вскоре демобилизовался и забрал семью в Ленинград.

Встреча на Неве

Восьмого марта 1972 года, в свой день рождения, Раиса Александровна пошла вместе с сынишкой на прогулку в Летний сад. На набережной Невы Дима увидел прогулочный катер и начал проситься покататься на нем. На катере мать и сын оказались рядом с молодым отцом, который тоже решил погулять с сынишкой.

– А у моей мамы день рождения, – сказал Дима попутчикам.

Значит, будем поздравлять, – ответствовал молодой папаша.

Они покатались по Неве и расстались. Через несколько кварталов Дима попросил:

– Мам, а давай еще покатаемся…

Скоро выяснилось, что такое же решение приняли и их недавние попутчики – Юрий Александрович и его сын Саша. После первой встречи была вторая, третья. Наконец оба поняли, что не могут друг без друга, несмотря на то, что старший преподаватель кафедры музыковедения консерватории, участник ВОВ Юрий Александрович Левашов был намного старше своей Раечки. На партсобрании Юрию Александровичу сказали:

– Выбирай: новая жена или партбилет?

Он молча положил партбилет на стол. На заседании парткомиссии вызвали и Раису. Она долго смотрела в глаза вершителей судеб, а потом заявила:

– У вас у всех есть любовницы, и вы их обманываете. В отличие от вас, Юрий Александрович поступает со мной честно!

Остаться в Ленинграде им не позволили, поскольку сестра первой жены Левашова работала в Смольном. Пришлось уехать в Петрозаводск, где Юрий Александрович устроился в филиал Ленконсерватории. Но и в Пет­розаводске работать спокойно не дали. Пришлось переехать в Воронеж. Именно здесь по-настоящему определилась судьба Раисы Левашовой. Здесь она получила музыкальное образование. Здесь в полной мере раскрылся ее вокальный талант.

Звезда оперетты

На прослушивание выпускников музыкального училища пришел художественный руководитель филармонии Игорь Лазаревич Лазарев и предложил Раисе занять место солистки, поскольку та прекрасно исполнила русские романсы «Я помню вальса звук прелестный», «Нет, не любил он», «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

На своем первом концерте в селе Поповка Терновского района 20 июня 1975 года Раиса Левашова спела песню «Надежда» из репертуара Анны Герман. В сентябре состоялись гастроли в Евпатории. Туда принять участие в авторском концерте Раису Александровну пригласил композитор Федор Федорович Мартынов. Зал бурно реагировал на выступление Левашовой. Особенно зрителям понравились арии из оперетт в ее исполнении.

– Оперетта – это, Рая, твое, – убежденно сказал тогда Мартынов.

Щедрое сердце

За 35 лет работы в Воронежской филармонии заслуженная артистка России Раиса Левашова объездила с концертами всю страну. Принимали ее везде на ура. Во время одного из концертов на Севере нефтяники начали передавать полюбившуюся певицу из рук в руки, а один снял с головы лисью шапку и сказал:

– Цветов у нас тут нет, вместо букета я дарю вам свою шапку. Если не возьмете, смертельно обидите весь рабочий класс!

Иногда в день у Левашовой было три-четыре концерта. Нагрузка запредельная! В 1992 году весь сбор от одного из концертов – 14 тыс. руб. – Раиса Александровна перечислила на восстановление Успенской церкви. Не покладая рук трудился и Юрий Александрович. Его музыковедческие выступления предваряли концерты Воронежского симфонического оркестра, премьерные спектакли театра оперы и балета, многочисленные музыкальные фестивали, праздники и вечера. С его помощью Раиса Александровна подготовила не один десяток концертных программ. В марте 1993 года после третьего инфаркта Юрия Александровича не стало. Остался созданный с его помощью репертуар –старинные романсы, песни из кинофильмов прошлых лет и военного времени.

Не успев оправиться от своего горя, Раиса Левашова пришла на помощь пострадавшему от несчастного случая летчику Игорю Епифанову, на которого в военном городке обрушилась стена старого здания. В результате у Епифанова в трех местах был сломан позвоночник. Весь сбор от своего сольного концерта Левашова перечислила пострадавшему.

Судьба словно бы решила проверить Левашову на прочность именно в 1993 году. В ноябре этого года из Грозного приехали в Воронеж две ее сестры – Нина и Любовь – со своими семьями, всего 11 человек. В глазах их был ужас от пережитого. Нина работала в Грозном главным инженером на установке по переработке нефти, а Люба – завгаром. А имели они после многих десятилетий трудов только то, что на них было надето. Все сбережения певицы в эти дни растаяли как дым. На глазах у Любы погибли ее муж и сын. Вера в людей была полностью потеряна.

На помощь беженцам в Воронеже пришли многочисленные поклонники певческого таланта Раисы Александровны. Общими усилиями беженцев удалось пристроить в общежития, собрать кое-какую мебель и утварь.

Жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Она прекрасна! Именно об этом и поет в год своего большого юбилея заслуженная артистка России Раиса Левашова.

АЛЕКСАНДР ДЕГТЯРЕВ