Газета,
которая объединяет

Базовые инновации,

или Средняя школа, как она есть глазами преподавателя
Рубрика: Социум№ 48 (1475) от
Автор: Юрий Бабаян

Когда я узнал из газет о том, что мой одноклассник и однокурсник Евгений Древаль стал лауреатом городского этапа всероссийского конкурса «Учитель года», я искренне порадовался: не каждый день твои коллеги пишут про твоих же друзей. Когда же он одержал убедительную победу на областном этапе, я уже немало удивился: Женя продолжал работать в той же самой средней общеобразовательной школе № 75, которую мы с ним вместе посещали в конце 80-х - первой половине 90-х годов.

Как получилось, что учитель иностранного языка обычной, ничем не примечательной школы смог обойти конкурентов из маститых образовательных учреждений, которые сегодня модно называть «инновационными»? Это для меня было загадкой.

Спорная динамика

Мы познакомились, когда в конце 1984 года моя семья переехала в типовую «брежневку» по ул. Героев Сибиряков, где уже жил Женя. Уж не помню, ходили ли вместе в детский сад, но в школу пошли одновременно. Я, правда, после 9 класса ее покинул, а он получил аттестат, после чего мы пересеклись на одном курсе филологического факультета ВГУ. Как показало время, университет для Евгения оказался лишь способом вернуться обратно в родные стены.

– Ты не думай, школа сильно изменилась, – говорит Женя, глядя на то, как я изучаю предметы мебели, люстры и другую школьную утварь, находя элементы, знакомые из раннего детства. – Ее финансирование серьезно увеличилось. Теперь и учителя себя людьми стали ощущать, да и само здание удалось подлатать, забор вот с помощью депутата поставили. Ты-то не проходил через это, а я помню, как еще лет 8-10 назад педагогам платили копейки, да и те задерживали по нескольку месяцев. Сейчас такого нет. Хотя в школе сегодня лишь 600 учеников. Конечно, в условиях подушевого финансирования мы получаем средств значительно меньше, чем инновационные школы.

– 600? – я искренне удивлен. – В наше время, насколько я помню, было то ли 1000, то ли 1200…

– Ну да. А теперь в старшей параллели только по одному общеобразовательному классу, школа учится в одну смену. Правда, первоклассников набрали в этом году сразу на четыре класса – это уже радует.

Я не знаю динамики снижения числа учащихся, поэтому меня этот показатель все равно не воодушевляет: во время нашего зачисления в СОШ № 75 было пять первых классов.

Европейская интеграция

У нас на курсе Женя был личностью едва ли не легендарной. Окончив первый год обучения на филфаке, он поступил параллельно на факультет романо-германской филологии, в совершенстве освоил немецкий язык, после чего два года преподавал русский в гимназии немецкого городка Хайлигенштадт. Так что в воронежское образование он вернулся, можно сказать, с международным опытом.

– Несомненно, этот опыт позволил мне внедрить ряд новых приемов в работу с учениками, – говорит он. – Ведь если по качеству преподавания естественных и точных наук европейцам есть чему поучиться у нас, то в вопросах обучения языкам они ушли далеко вперед.

– А почему же не остался там на более длительный период? – интересуюсь я.

– Да, может, и остался бы – директор гимназии готова была взять меня даже на постоянной основе. Но немецкие законы позволяют иметь иностранцам только определенное количество наработанных часов. Поэтому после окончания работы мне даже пришлось пару месяцев пожить за собственный счет, чтобы иметь возможность посетить выпускной у своих студентов. Но ничего страшного, зато Европу изучил.

Впрочем, Евгений признает, что работа в Германии – это случай, который ему подвернулся благодаря учебе именно на филологическом факультете – программа, по которой он попал в Европу, была рассчитана на выпускников кафедр русской филологии.

Сегодня, кстати, он считает филологическое образование своим основным, ведет в школе, кроме немецкого, еще и русский язык с литературой, а также некоторые факультативы.

– Сейчас модно говорить о межпредметных связях, проводить интегрированные уроки, – поясняет Женя. – А у меня, как ни крути, каждый урок получается интегрированным. Немецкий-то с русским языком исторически связаны неразрывно. Да и литература – в немалой степени.

– Ты считаешь, это помогло тебе победить на региональном этапе конкурса?

– Несомненно. Но не только это. Вот ты не смейся, но победа во многом была обусловлена тем, что я как раз являюсь учителем обычной, а не инновационной школы.

Способность к импровизации

Видя мое плохо скрываемое удивление, Евгений поясняет.

– Понимаешь, в инновационных школах ставить неудовлетворительную оценку считается моветоном – обычно даже если ты будешь сидеть и ничего не делать, свою «тройку» получишь. У нас же ты получаешь ровно столько, на сколько знаешь. Если же мы говорим об иностранных языках, то в инновационной школе дети часто знают программу и без помощи учителя – занимаясь в языковых центрах или с частными репетиторами. Учителю же остается занять их время и выставить оценки. В обычной школе мы имеем дело с самым разнообразным контингентом. Здесь есть дети, у которых имеются большие проблемы с восприятием языка, и от этого никуда не деться. Но региональный этап конкурса проходил как раз на базе обычной, а не инновационной школы. И многие из педагогов, выходящие на импровизированный открытый урок в рамках конкурсной программы, просто теряли способность к импровизации, когда сталкивались с тем, что некоторые дети не понимали смысла того, что им говорят. Я же обладал навыком такой работы. Более того, имея базу русского языка, мне было проще показать им немецкий на знакомой для них основе.

– Выходит, посрамил ты инновационные школы?

– Ни в коем случае! Я рад, что победил в области. И я хочу, чтобы эта победа заставила задуматься о самом смысле инноваций в среднем образовании. Ведь мы сейчас с помощью придания статуса «раскручиваем» школы как бренды. И многие родители на это ведутся. А думать-то надо прежде всего об уровне педагогов,  которым доверяешь обучение детей. Мало кто знает, но в 75-ю школу, например, часто приводят ребят именно в начальное звено – наши учителя 1-4 классов славятся своим профессионализмом в работе. Хотя и в средних и старших классах трудятся очень опытные педагоги. Но статуса гимназии или лицея школа не имеет.

– Это хорошо или плохо?

– Для детей, возможно, даже хорошо. Посуди сам. В инновационной школе часто дается непомерная нагрузка, которая в итоге приводит к переутомлению и, как следствие, снижению уровня восприятия материала. Более того: по ряду предметов идет увеличение часов, но по остальным – серьезное их занижение. Мы же даем сбалансированную общеобразовательную программу. Если говорить о поступлении в вуз, то ни мы, ни инновационные школы не даем в необходимом объеме материал для поступления, все равно в старших классах требуются дополнительные занятия на курсах или с репетиторами. Поэтому разницы особой нет. И наши выпускники регулярно поступают в ведущие высшие учебные заведения города. И ЕГЭ они сдают очень неплохо. Тут просто отношение к ребенку более честное, что ли… 

Инновации – для всех?

– Это как?

– Понимаешь, инновации должны быть доступны для всех. А в так называемых инновационных школах часто живут ради одаренных детей. Да, я понимаю, что их нужно развивать особо, но с другими-то что делать? Эти учебные заведения нацелены на результат по ЕГЭ, поэтому после 9 класса многие ученики оказываются им просто не нужны. И они приходят к нам. А тут выясняется, что это – отнюдь не худшие ученики.

– По каким параметрам?

– Я уже говорил, что в гимназиях и лицеях считается неприличным ставить детям «двойки». А мы ставим. Мы даже на второй год можем оставить, если потребуется. Поначалу дети и их родители в шоке. Но потом, когда приходит понимание того, что нужно учиться, они начинают усваивать материал так, как никогда не делали этого в инновационной школе. И, соответственно, их результаты идут вверх.

– Тебе, кстати, не предлагали уже перейти на работу в инновационную школу?

– Да мне и до конкурса предлагали, но я отказался. Здесь, знаешь ли, больше перспектив для профессионального роста, учитывая разноплановый контингент учащихся. К тому же победа на региональном этапе конкурса «Учитель года» говорит о том, что я движусь в правильном направлении.

– На общую победу, как считаешь, шансы есть?

– Да шансы есть всегда, дело тут даже не в этом. Если на городском этапе я показывал себя, то на региональном уже ощущал себя представителем всех обычных школ области. Рад, что удалось показать хороший уровень образовательных инноваций в рядовом среднем звене, но теперь задача усложняется. По моему выступлению будут судить уже о качестве образования Воронежской области в общем. А это, сам понимаешь, совсем иная ответственность. Тут уже не до личных амбиций.