Газета,
которая объединяет

Идейное дерево

Воронежский мастер не разменивается на ширпотреб
Рубрика: от
Автор:

Уже на заре существования человеческой цивилизации отношение к древесному материалу было особым. Деревянные истуканы-идолы четко ориентируют потомков: такие изваяния – поклонение природе и ее дарам, решившим великое множество «первобытных» бытовых вопросов.

Сегодня художественные предметы из дерева утратили значение объектов культа (хотя, кто его знает – люди есть разные). Но по-прежнему филигранная резьба или исполненное со вкусом декоративное «деревянное» оформление вызывают восхищение. Об особенностях общения с материалом – беседа с воронежским мастером авторских работ по дереву Юрием Агафоновым.

– Откуда, Юрий, такая тяга к декоративной деревообработке?

– Первые шаги в этом направлении начал делать лет двадцать пять назад. Просто хотелось попробовать сотворить нечто красивое своими силами. Пробовал-пробовал – и допробовался до того, что увлечение перешло в профессию. На тот момент я уже окончил институт, успел поработать во многих местах. И как-то вдруг перестало хватать времени: совмещать работу и хобби становилось все труднее. Параллельно появилось огромное количество идей, которые, конечно же, хотелось реализовать.

– С чем был связан такой «идейный» всплеск?

– С молодостью; от возраста зависит, как ты себя ощущаешь… А что касается идеи – она вообще для художника (как, пожалуй, и для любого творческого человека) первична. Воплотить ее в жизнь – дело техники; долго ли умеючи! Главная в процессе – голова. Руки ей подчиняются – и только.

– С идеей разобрались. А дальше-то что? Нужно, наверное, рисовать эскиз?

– По-разному бывает. Эскиз обычно делается в том случае, когда идея не ясна до конца. Что-то в голове крутится, но конкретики нет. Тогда садишься за стол и берешь карандаш с бумагой. В процессе создания наброска и выкристаллизовываются четкие очертания будущего творения. А бывает – образ возникает в голове мгновенно. И уже ничего не требуется, кроме как взяться и сделать.

– С каким сырьем чаще всего имеете дело?

– Это и дуб, и липа. Бывает, и другое дерево. Материал выбирается исходя из того, что нужно сделать.

– Работа с дубом, по всей видимости, очень трудоемка…

– Безусловно. А еще труднее работать с ясенем. Но, повторюсь, материал диктуется сюжетом. В начале своего пути я делал только декоративные вещи. Теперь, будучи профессиональным мастером, нередко просто исполняю заказы. Но и здесь хочется найти золотую середину: чтобы это было интересно как художнику, так и заказчику.

– Тогда пару слов о спросе. Что сейчас востребовано?

– Рынок заполнен тайско-вьетнамскими изделиями, которые есть натуральный ширпотреб. Там заряжены копировальные станки: просто закладываются материалы и настраиваются программы. И в течение очень короткого времени автомат выдает изделие любой сложности. Есть, правда, и прекрасные ручные работы азиатского происхождения. Но подобное удовольствие – не из дешевых. Там умеют ценить авторский труд, о чем весьма красноречиво говорят ценники на такие изделия. Попробуйте только поторговаться! Не проходят с иностранными мастерами такие номера. Если просят пятьсот долларов – товар будет продан исключительно за пятьсот долларов.