Газета,
которая объединяет

«Трехсосновый» менеджмент

Кто и как будет управлять воронежскими лесами?
Рубрика: от
Автор:

Воронежская область является одним из самых малолесных регионов Российской Федерации – зелеными насаждениями тут покрыто не более 15 процентов всей ее площади. Сложно представить, что именно здесь в начале XVIII века зарождалась система управления лесами. И здесь же, возможно, в скором времени будут заложены основы новой системы управления.

На днях в Торгово-промышленной палате Воронежской области состоялся круглый стол, посвященный проблеме лесо­управления в России. По мнению его участников, после лесных пожаров, охвативших страну в 2010-2011 гг., этот вопрос стал более чем насущным.

«Ненормативное» хозяйство

По словам заместителя председателя правительства Воронежской области Александра Спивакова, ситуация 2010 года произвела отрезвляющее действие. Стало понятно, что в результате всех реформ лесного хозяйства оно оказалось неспособным самостоятельно предотвратить такое развитие событий. Лес загорался в самых неожиданных местах, соответственно, нет никаких гарантий, что подобное не повторится впредь. Область должна быть готовой к тому, чтобы дать отпор стихии.

Дать отпор можно, прежде всего, обеспечив качественное управление зелеными насаждениями. И здесь необходимо четко разграничить сферы ответственности различных организаций. В частности, есть ясность по поводу роли во время возникновения пожара областных ведомств, структур министерства чрезвычайных ситуаций. Но совершенно непонятно, как в случае пожара вести себя собственникам и арендаторам облесенных территорий, какие права и обязанности налагает на них законодательство. Нет ясности по поводу того, кто должен заниматься мероприятиями по восстановлению лесов, по уходу за ними.

Отсутствие четко регламентированных правил игры приводит также и к массе негативных экономических последствий.

– Мы серьезно в последние годы закрутили гайки в сфере переработки и реализации древесины, – говорит Анатолий Александрович. – Но результаты все равно нас не радуют. Да, реализация в отчетах выросла в полтора-два раза, увеличилось количество платежей в различные фонды, поднялась заработная плата работников. Но все равно эти объемы – не более половины от того, что действительно разрабатывается в Воронежской области. Выходит интересная ситуация. Например, если мы поймаем крестьянина на том, что он занижает показатели своей урожайности, то не только доначислим ему различные неуплаченные суммы, но и применим штрафные санкции. А вот повлиять на лесопользователей таким же образом мы не можем из-за несовершенства нормативно-правовой базы. В результате бюджет несет серьезные убытки.

Система управления лесами, считают участники круглого стола, должна включать в себя и распределение зон ответственности за защитные сельскохозяйственные лесополосы, которые в Воронежской области занимают площадь в 170 тыс. гектаров. Отсутствие ухода за ними приводит не только к их захламлению, но и к разрастанию на пашни, в результате чего они начинают не то что не помогать – вредить сельскому хозяйству. В то же время, подобное разрастание чревато и куда более серьезными последствиями. Если по кромке лесополосы будут находиться пахотные земли без должной обработки, то создастся практически идеальная ситуация для возникновения лесного пожара (с подлеска – на лес).

Пилотные устремления

В Воронежской области, отмечает заместитель председателя комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Юрий Шуваев, уже сделано многое, в частности, для предотвращения и предупреждения лесных пожаров. Дополнительные же мероприятия потребуют финансовых вливаний. И сегодня есть, откуда их получить.

Во-первых, из федерального бюджета в 2012 году предполагается выделение 12 млрд. руб. на борьбу с пожарами. Кроме того, Всемирный банк предоставит кредит лесному хозяйству Российской Федерации в размере 140-150 млн. долларов США. Воронежская область должна обязательно получить свою долю как из федеральных средств, так и из средств Всемирного банка. Чтобы претендовать на часть предоставляемого займа, необходимо попасть в число 4-5 регионов России, которые станут пилотными в отработке совершенствования системы управления лесными пожарами и повышения эффективности мер их предупреждения, укрепления системы управления, создании условий для грамотного использования лесов.

Почему Воронежская область может претендовать на эти деньги, наряду, например, с Красноярским краем, где сосредоточена без малого четверть всего лесного богатства России? Во-первых, потому что данная система требует отработки и в условиях малооблесенных территорий. Во-вторых, как уже было сказано, именно с Воронежа в свое время зарождалось управление лесами, когда Петр I лично отдавал указания, какие леса рубить, а какие не трогать. Не богатые лесом субъекты федерации испытывают особые потребности в древесине, соответственно, здесь система управления имеет свои отличительные черты.

Впрочем, по мнению Анатолия Спивакова, системы управления пожарами из-за малооблесенности Воронежской области могут быть не столь затратными. Например, здесь не нужно устанавливать сложные комплексы предупреждения о пожарах – лесов настолько мало, что возгорание будет видно невооруженным глазом. Нужно озаботиться лишь тем, чтобы человек, обнаруживший очаг возгорания, мог в кратчайшие сроки передать информацию о нем специалистам, которые будут в состоянии оперативно отреагировать на нее.

Реакция же эта не всегда должна сопровождаться привлечением дорогостоящей техники МЧС, которая в условиях лесного пожара часто бесполезна, а иногда – и опасна для самих спасателей.

– Необходимо наладить работу по информированности населения о физике огня, о первых действиях при его обнаружении, о том, что спасать, если огонь подошел близко к дому, – говорит Анатолий Спиваков. – Нужно готовить и добровольные пожарные дружины. Поверьте: иной раз десяток хорошо обученных добровольцев приносит значительно больше пользы, чем несколько моторизированных бригад МЧС.

Кругляк и опилки

В ходе круглого стола с докладами выступили также руководитель управления лесного хозяйства Воронежской области Григорий Федюнин, директор филиала ФГУП «Рослесинфорг» Сергей Сидоренко, директор ФГУП «Научно-исследовательский институт лесной генетики и селекции» Олег Корчагин и другие эксперты. В целом суть выступлений можно свести к одному: участники мероприятия хоть и высказали одобрение инициатив по диагностике управления в лесном секторе, но и отметили ряд недостатков правового регулирования в области использования, воспроизводства и охраны лесов от пожаров. Чтобы вывести управление лесами на новый уровень, они предложили ряд идей, оформленных ими в виде резолюции.

В частности, от регионального управления лесного хозяйства попросили обеспечить создание единой информационной системы учета и контроля над оборотом заготовленной древесины, происхождением и реализацией круглых лесоматериалов и лесопильной продукции, направленной на сокращение незаконных рубок и предотвращение умышленных поджогов лесонасаждений. Учет, по мнению экспертов, позволит не только улучшить экономику лесного хозяйства, но и контролировать состояние леса.

С такой постановкой вопроса, кстати, согласен и Анатолий Спиваков. По его мнению, нужно идти еще дальше: не только контролировать заготовку кругляка, но и обеспечить глубокую переработку древесины здесь, в Воронежской области. Более того, переработке должны быть подвержены и отходы дерево­обрабатывающего производства. В области существуют много небольших предприятий и частных домовладений, находящихся на отдалении от газовой инфраструктуры. Их можно было бы отапливать с помощью гранулированных опилок – оборудование для этого имеется в открытой продаже. А в идеале было бы наладить его производство в Воронеже.

От правительства Воронежской области участники круглого стола хотели бы получить финансирование (с привлечением внебюджетных средств) на ведение лесного хозяйства, и прежде всего – на охрану лесов от пожаров, лесную инвентаризацию и противопожарное обустройство лесов, профилактику лесных пожаров, разработку горельников и воспроизводство нарушенных лесных экосистем. Также резолюция содержала ряд просьб к предприятиям малого и среднего бизнеса, органам местного самоуправления, постоянным членам ТПП Воронежской области, общественным и неправительственным организациям.

Кстати, сегодня ТПП Российской Федерации разрабатывает методику оценки деятельности регионов по управлению лесами. И хотелось бы, чтобы Воронежская область по этой методике получила достойные результаты. Но для этого нужно, чтобы на местные леса обратили самое пристальное внимание. Не только как на потенциально опасные объекты, но и как на выгодные объекты экономики.

Юрий БАБАЯН

Фото /www.zapovednik-vrn.ru/