Газета,
которая объединяет

Из кожи – вон!

Воронежцам продемонстрировали принципы создания декоративных изделий
Рубрика: Хобби№ 23 (1450) от
Автор: Сергей Попов

Натуральная кожа – в известном смысле материал материалов. Визуальное благородство, природная эластичность и широчайшие возможности для обработки делают ее незаменимым компонентом многих элементов одежды и аксессуаров.

Работа с кожаным «полотном» – разумеется, компетенция профессионалов. Сделать чудесное нечто в домашних условиях едва ли представляется возможным. Так, по крайней мере, я думал до того момента, пока не побывал на мастер-классе Ирины Юменской, представителя арт-группы «Дивный сад». Проходил «урок» в художественном музее им. Крамского.

Красота и сочетания

Надо сказать, никакого специального заковыристого названия техника создания изделий из кожи не имеет. Да и практика будто бы элементарна: вооружаешься ножницами, шилом, иглами, клеем – и вперед. Но – скоро только сказка сказывается…

– К каждому материалу нужно привыкнуть и приспособиться. «С первого взгляда» вряд ли можно чему-то научиться. Тем не менее, сегодня у вас будет возможность увидеть несколько приемов, которые используются при производстве традиционных изделий из кожи, – обратилась Ирина к «ученикам», которых набралось на удивление приличное количество.

Рассказав немного о способах обработки, мастер подчеркнула: для ее творчества пригодна только обработанная кожа. Для некоторых изделий подойдет даже обувная: плотная и мощная. Но секрет успеха состоит в том, что все типы кожи должны комбинироваться в определенных пропорциях. Тут ничего нового: красоту, как известно, рождают сочетания.

Сочетанием же, как выяснилось, мастер добивается эффекта объемной детали. Технология и простая, и сложная одновременно: в теории-то все легко, но без конкретных навыков правильно и красиво вещицу не сделаешь.

Схема такая: выбирается простейшая форма (к примеру, листик) – и вырезается попеременно из трех разных «кож»: совсем плотной, помягче и очень мягкой. Как основа – первой, вниз – кладется плотная, далее – по списку. Каждый слой надо обязательно подвергнуть термообработке: например, подержать, как это делала Ирина, какое-то время над пламенем свечки. Естественно, тут как тут – копоть, но это не страшно: она впоследствии легко удаляется с готового изделия при помощи обычных влажных салфеток.

Рекламный трюк

Еще один важный нюанс: каждый последующий «листок» должен быть меньше предыдущего на пару миллиметров. Для того, чтобы «низ» немного выпирал. Ну, и последняя особенность: кожа разной толщины деформируется под воздействием пламени тоже по-разному. И это необходимо учитывать, обрабатывая заготовку. Передерживать «на гриле» деталь нельзя: кожа, между прочим, прекрасно горит. И когда на рынках покупателям демонстрируют качество кожаной одежды, поднося к ней зажигалку – это не что иное, как рекламный трюк. Потому как «кожаный» товар обрабатывают специальными «антипригарными» составами.

Готовую объемную деталь (а в нашем случае вышла очень недурственная брошь) мастер тут же принялась декорировать, с легкостью присовокупив к конструкции застежку. И аккуратно прокрасила неровную поверхность изделия золотистым акрилом. Акриловые краски интересны тем, что применяются и для живописных, и декоративно-прикладных работ. Их делают на основе водных акриловых дисперсий: частички акриловой смолы распределены в воде. Этот материал не содержит растворителей, легко смывается водой (если еще не «схватился»), предоставляет возможность фактурной техники и быстро высыхает. От масляных и темперных красок акриловые отличаются повышенной светостойкостью, прочностью и эластичностью, что, понятное дело, расширяет их технические возможности. Но  техника – техникой, а руки умельцев – первооснова творческой удачи. И дело, как показало выступление Ирины Юменской, действительно мастера боится.