«Победа неизбежна, но противник еще силен»
Командировали одним из первых
До мобилизации Григорий трудился в администрации Воронежа в управлении административно-технического контроля, где вместе с коллегами занимался организацией сноса самовольных построек. И это, по его словам, очень интересная работа, ведь рассмотрение вопросов сноса – лишь самая малость из того функционала, который он выполняет. Среди прочих обязанностей, например, взаимодействие с приставами и участие в судебных процессах.
Когда объявили мобилизацию, Григорий Ивахно получил повестку одним из первых. Уже 23 сентября прошлого года он был в военкомате, а 24-го убыл в воинскую часть на формирование.
– В свое время срочную службу проходил водителем. Думал, что и по мобилизации пойду по той же специальности. Но меня, видимо, с учетом гражданского опыта, назначили командиром взвода обеспечения, присвоив звание прапорщика. В штат взвода обеспечения входят: хозяйственное отделение – это повара, автомобильное отделение – занимается подвозом имущества, склады различного военного имущества, а также отделение технического обслуживания, которое ответственно за ремонт техники, – рассказывает Григорий.
Уже в первый день в Воронеже Григория одели в «пиксельную» форму, а перед отправкой выдали всесезонный комплект полевого обмундирования.
– На полигоне под Воронежем за две недели отработали начальные навыки ведения боя в обороне, в атаке. Отрабатывали боевое слаживание в составе подразделения. А жили на территории воинской части, откуда нас возили автобусами, – вспоминает защитник.
В начале октября бойцов эшелонами направили в зону СВО. По прибытии на станцию их автомобилями доставили уже к месту службы.
«Чувствовалось напряжение»
Первую ночь бойцы провели в здании школы, а затем перебрались в оборудованные блиндажи.
– Нашими домами стали врытые в землю морские контейнеры. Сверху они перекрыты бетонными плитами, а внутри сколочены нары и топится буржуйка. В одном таком «общежитии» могли проживать не больше восьми человек, – рассказывает Григорий. – Паникеров среди нас не было, но на тот момент не все понимали, куда именно попали. Чувствовалось напряжение. Помню, как-то просыпаюсь утром от грохота артиллерии… Лежу и думаю, что это: прилет или выход? А если выход, то куда? Артиллерия как раз прикрывала передислокацию одной из бригад в районе Днепра. Так что гул стоял нескончаемый. А стрелковых боев в том месте не было. Первое время, конечно, с опаской посматривали на местных жителей. Старались ничего у них не брать. Тем более что толком мы и не знали, где находимся. Знали название населенного пункта, а где именно… На Украине много одинаковых названий.
Общение с населением 50 на 50, утверждает боец. Говорит, всякое случалось. К примеру, одна бабушка на рынке, когда бойцы затаривались продовольствием, упала им в ноги со словами: «Наконец-то, защитнички, спасите нас!» А буквально через сто метров точно такая же бабушка задавала уже иной вопрос: «Когда же вы наконец-то уедете?»
– Все же число тех, кто нас поддерживает, растет. И ничего удивительного в этом, считаю, нет – простые граждане хотят скорейшего завершения стрельбы. С другой стороны, они видят, как в лучшую сторону меняется их жизнь там, куда пришла Россия. Здесь начали ремонтировать дороги, выплачивать пенсии, решать жилищные вопросы. В свою очередь мы раздавали местным жителям излишки своих продуктов. Это очень здорово играет в нашу пользу. И дело не только в бытовых вещах. Например, 9 Мая мы устраивали вместе с главой местной администрации праздничное мероприятие. Выставили на площадь полевую кухню, с которой кормили местных солдатской кашей, включали наши песни – «Катюшу», «День Победы». Совсем как у нас в Воронеже. Было видно, как это тронуло людей. Ведь они так давно не праздновали этот святой наш общий праздник. Старики прослезились, молодежь прислушивалась к песням.
Говоря о настрое своих братьев по оружию, Григорий Ивахно отмечает, что никто из них руки не опускает, хотя, конечно, чувствуется общая усталость. Ребята хотят как можно скорее одержать Победу для своего народа и подарить всем наконец чувство абсолютной безопасности и спокойствия. Некоторые бойцы даже отказываются ехать в отпуск, понимая, как трудно им будет вернуться назад, в зону боевых действий.
– В то же время все понимают, что бросать начатое на полпути нельзя, – объясняет Григорий. – Я знаю, что отдельные бойцы со стороны противника сдаются в плен, но не слышал, чтобы сдавались крупными подразделениями. Одно дело, когда отдельный солдат складывает оружие, чтобы спасти свою жизнь, в силу безнадежности ситуации. И совсем другое, когда большая группа бойцов целенаправленно переходит к нам. Слышал, что по ту сторону отказываются идти на штурмы, саботируют приказы о переходе в атаки, но чтобы организованно перейти на нашу сторону... Нет, о таком не слышал. Вот когда начнут сдаваться целыми подразделениями, можно будет сказать, что боевой дух противника упал. И есть ощущение, что к этому дело постепенно идет.
– В зоне боевых действий без потерь не обходится?
– У нас единичные и небоевые – в основном есть выбывшие по болезни. С одной стороны, сказывается годовой опыт участия в боевых действиях. С другой – средства поражения у противника иссякают. Но периодически все равно проскакивает информация, что где-то им удалось артиллерией накрыть наших военных. Так что расслабляться не стоит. Победа неизбежна, но противник все еще силен и воевать он умеет. В принципе, и мы, и ВСУшники в силу нашей общей истории и идентичности воевать и стойко переносить тяготы службы умеем, но только мы бьемся за правое дело, и в этом наше главное преимущество.
Напоминаем, что всем воронежцам, заключившим контракт с Министерством обороны, полагается единовременная выплата в размере 315 тыс. руб., статус ветерана боевых действий, а также социальная поддержка со стороны правительства Воронежской области всех военнослужащих и членов их семей. Подробности – на сайте svoi36.ru, по телефону 122 или в пункте отбора на контрактную службу по адресу: Воронеж, улица Фридриха Энгельса, 52.