Газета,
которая объединяет

Научный поиск себя

Как Предуниверсарий ВГМУ помогает выбрать профессию врача и не только
Рубрика: Социум№91 (2742) от
Автор: Ольга Бренер
На минувшей неделе в Воронежском государственном медицинском университете работала научная сессия медицинского Предуниверсария. Старшеклассники из Воронежской и Липецкой областей подготовили к ней свои первые научные доклады в области биологии, физиологии, практической медицины. Это второй совместный форум школьников, ученых ВГМУ, педагогов. Но сам Предуниверсарий среди всех вузов региона остается уникальным. Какое значение имеет новое звено цепочки непрерывного образования в условиях демографического и кадрового кризиса, а также растущей конкуренции вузов в борьбе за абитуриента?

Первый научный труд

Школьники два дня представляли свои работы на семи секциях сессии. Среди участников форума – те, кто активно работал здесь в прошлом году и, заканчивая школу, сейчас занимается в научных кружках при кафедрах ВГМУ. И, конечно же, те, кто уже отучился в Предуниверсарии и, став студентом ВГМУ, продолжает заниматься наукой.

– Доклады ребят на их первой научной сессии – это формат, который позволяет обобщить занятия в Предуниверсарии: со школьными преподавателями, на кафедрах ВГМУ в научных студенческих кружках. Теперь каждая из этих работ будет опубликована. То есть – еще учась в школе, человек получает свой первый печатный труд. И я убежден, что именно со школьной скамьи должно закладываться само вдохновение к научному поиску. Стать без него хорошим врачом-практиком невозможно. Те, кто поступает после занятий в Предуниверсарии – а это уже пятая часть всех студентов – потом лучше учатся и решение стать врачом обычно не меняют, – комментирует ректор ВГМУ Игорь Есауленко.

После балла

Медицинский Предуниверсарий, созданный ВГМУ при поддержке областных министерств здравоохранения и образования, уже пять лет работает на базе десяти школ Воронежа и области. Еще десять профильных классов открылись в школах Липецкой области. Непрерывное медицинское образование, о котором так много говорят чиновники, теперь закладывается в стенах школ.

Научный руководитель студенческого научного общества, заведующий кафедрой общей и амбулаторной хирургии ВГМУ профессор Александр Глухов, выступая перед участниками второй научной сессии, отметил: современный врач должен владеть основами научного анализа.

– Наш университет оснащен самым передовым оборудованием, и у вас здесь есть все возможности для своих научных поисков, – обратился к школьникам Александр Глухов.

Кстати, бонусы при поступлении учащимся Предуниверсария и участникам научных сессий не «раздаются» просто так – для этого надо показать результаты в традиционных олимпиадах, которые ВГМУ проводит в течение года. Победители и получают дополнительные баллы при поступлении – а вот побеждают обычно те, кто занимался в таких медицинских классах.

– Баллы – это хорошо, но какой в них смысл, если человек наберет нужное количество, поступит, а работать в медицине потом не захочет? Все в итоге определяет только это желание. Думаю, что тот, кто остается ему верен, готов жизнь посвятить медицине – придет в нее через все трудности, – говорит Игорь Есауленко.

Два Игоря,
одна школа

В подтверждение такой линии жизни постоянный участник научных сессий Предуниверсария директор 28-й школы Михаил Хуторецкий в кулуарах привел пример личной траектории самого ректора ВГМУ: с 60-х годов эта школа славилась в городе своим клубом юных медиков и считалась «кузницей абитуриентов» для воронежского мединститута. Чтобы стать таким абитуриентом, ученик 1-й школы Игорь Есауленко специально перевелся в 28-ю и последние годы до аттестата зрелости занимался здесь своими первыми медицинскими исследованиями.

Сегодняшний ученик 11-го класса 28-й воронежской школы Игорь Халеев тоже перешел сюда в медицинский класс из другой школы.

– Я делал доклад на прошлой научной сессии. А нынешняя для меня стала новой ступенью для расширения научного познания, – поясняет Игорь в беседе с корреспондентом редакции.

Его научная работа – сбор статистики в разных возрастных группах о физическом состоянии людей, которое может стать импульсом для развития психической патологии. Изучая физиологию и высшую нервную деятельность, Игорь мечтает стать врачом-психиатром.

«Мир медицины захватывает»

Ученица 11«А» класса лицея №1 Елизавета Добрынина представила на сессии свое исследование о влиянии на здоровье энергетических напитков. Елизавета провела анонимный опрос среди учащихся разных школ – оказалось, что энергетики принимают подавляющее большинство воронежских подростков. Далее девушка выяснила, на какие органы и системы организма эти напитки влияют напрямую. В рамках этого исследования даже провела авторский эксперимент: поместила в один из энергетических напитков известного бренда сырое куриное яйцо. Не потребовалось никакого микроскопа, чтобы увидеть, как белок стал сворачиваться и темнеть, а скорлупа – истончаться. Елизавета стремится продвигать среди молодежи другие способы оставаться бодрыми.

Выпускник Предуниверсария Антон Дорохов – уже пятикурсник ВГМУ. За эти пять лет, продолжая заниматься наукой, побывал на олимпиадах, форумах, стажировках от Москвы до Харбина.

– Мир медицины захватывает, если все время заниматься научным поиском. И начинать все это надо уже сейчас, до получения аттестата, – обратился Антон к школьникам.

Междисциплинарный подход

В работе школьной научной сессии ВГМУ принял участие ректор ВГТУ Дмитрий Проскурин. На базе технического университета развивается направление инженерной медицины и медицинских информационных систем.

– Наше намерение – совместно с Предуниверсарием ВГМУ заинтересовать ребят такими междисциплинарными специальностями и возможностью инженерных проектов в медицине. На сегодняшней сессии будем эти проекты презентовать. Возможно, ее участники потом станут и нашими абитуриентами, – прокомментировал Дмитрий Проскурин.

Третий в мире

Презентация педиатрического факультета, проведенная деканом Ларисой Мошуровой в ходе ее открытой лекции на сессии, представила школьникам особый мир воронежского «меда» – по-семейному теплый, искренний, с традициями наставничества и человеческой поддержки, одухотворенный легендарными личностями. Педиатрическому факультету в Воронеже – 90. В мире он по счету третий, основан в 1933 году.

В общем, школьная сессия медицинского Предуниверсария оказалась не строго научной. Каждый участник получил здесь свой импульс для реализации личных планов. И вовсе не обязательно они будут связаны с ВГМУ.

Например, та же Елизавета Добрынина из воронежского лицея №1 призналась редакции, что становиться врачом не планирует и собирается посвятить себя биоинформатике.

– Для меня это слишком большая ответственность – лечить конкретного человека. Но сам мир медицины важен для любого человека, кто хочет заниматься наукой. И даже всего лишь – просто жить осознанно, – говорит Елизавета.