«Она ткала музыку»
.jpg)
Мама, борьба
и дорога в Небеса
– И после Киевской консерватории Татьяна Александровна продолжала следовать принципу «Я отвечаю за все!». Если видела, как лучше организовать работу, указывала на это тем, кому ведать надлежит. Так она работала в Омске. Так же работала, вернувшись домой в Воронеж.
– Почему ей пришлось уехать из Омска?
– Надо было ухаживать за овдовевшей болеющей мамой. На работу она поступила дирижером в театр оперы и балета. И здесь Татьяне Александровне работалось трудно. Обладая аналитическим умом и большими организаторскими способностями, она не просто видела все недостатки вокруг, но и отлично понимала, как их нужно исправить. Неоднократно обращалась к администрации.
Но ее искреннее стремление улучшить ситуацию наталкивалось на твердолобость чиновников от культуры, на равнодушие, а порой и враждебность со стороны руководства. Татьяна Александровна пыталась бороться, но терпела поражения. Ведь известно, что шпага Д'Артаньяна, всегда побеждавшая в честном поединке, бессильна против дубины лакеев. И при этом она преданно ухаживала за мамой, Евдокией Ивановной. Без помощи Татьяна Александровна не могла оставить никого. Она, например, также долго ухаживала за старой больной собакой, которая платила ей крепкой привязанностью. Заслышав приход обожаемой хозяйки, прыгала с дивана, спешила навстречу. И будучи слепой, все же безошибочно утыкала нос в Татьяну Александровну. В то время Татьяна Александровна жила в родительском доме уже одна. Похоронив в 1990 году маму, находилась в отчаянном горе.
– Наверное, именно тогда в ее жизни появилась духовная музыка?
– Да, потому что неизвестно, чем бы все это закончилось, если б она не расслышала Вселенную теперь на таком уровне. Ее музыка удивительная и прекрасная. «Заступнице усердная», «Всенощная», «Отче наш...». К слову, музыку Татьяна Александровна и раньше писала. В основном для детских спектаклей: «Музыкальный домик», «Волшебные буквы», «Погоня», «Колыбельная» – все это тоже маленькие шедевры. Писала также симфонические произведения. И вот – огромный цикл духовной музыки, будто продиктованной свыше.
«Сеньор Отче наш» и испанский велосипед
– Но ведь это были все еще партийные времена, а в СССР духовную музыку не очень жаловали.
– Не жаловали. Первый раз «Всенощную» Рахманинова исполнили в начале девяностых годов еще в Ленинграде. Желающих попасть в филармонию было так много, что администрация просто открыла окна в зале. Огромная толпа стояла на улице, и звучание хора было хорошо слышно. В том числе и мне, стоящей в этой безмолвной, единой толпе тем долгим ленинградским вечером. Но времена изменились. И состоялся в Воронежском оперном театре концерт духовной музыки Татьяны Шипулиной. Правда, в фойе второго этажа. Впечатление от ее музыки было не слабее, чем от «Всенощной» Рахманинова. Слушать без душевного трепета эту музыку было просто невозможно. Концерты всегда проходили при аншлаге. Потрясающе прозвучал «Отче наш» в исполнении Михаила Орешечкина. Его трижды вызывали на бис. А потом с этой же программой хор «Православная Русь» поехал в Испанию. И музыка Татьяны Шипулиной имела там такой же успех. Орешечкина испанцы звали «Сеньор Отче наш». В 2001 году в Испании на пасхальном фестивале была многократно исполнена хором «Благовест» опера-оратория «Сын человеческий». Татьяна Александровна как автор этой пасхальной мистерии исполняла и партию колоколов. Там же, в Испании, празднества закончились роскошным салютом. Зрелище оказалось впечатляющим настолько, что Татьяна Александровна со свойственной ей непосредственностью воскликнула: «Ух ты!» Окружающим испанцам это понравилось, и при каждом новом залпе в толпе кричали: «Ух ты!» Гастроли прошли с успехом. Испанцы подарили Татьяне Александровне велосипед, на котором она потом бесстрашно ездила по оживленным улицам Воронежа.
До боли несправедливо
– Воронежцы – поклонники классической музыки – хорошо помнят клуб Татьяны Шипулиной «Музыкальная призма». Чем он запомнился вам?
– Это были удивительные вечера в фойе оперного театра. Но чаще – в Доме актера, где организатором была мудрая и гостеприимная Наталья Аркадьевна Качевская. Концерты были бесплатные. После устраивались посиделки за столом, со скромным угощением: кто что принесет. Впрочем, еда интересовала нас меньше всего. Какие звучали рассказы, стихи, песни! Но мне, конечно, памятна «Призма» еще и потому, что на ней исполнялись романсы на стихи моей мамы. На музыку их положила Татьяна Александровна.
– Ваша мама была известным хирургом – и писала стихи?
– Да, Анна Андреевна Русанова была хирургом, большим ученым, профессором. Ей удалось организовать областное отделение нейрохирургии. Добивалась улучшения условий для детской хирургической помощи. Не получив поддержки местной администрации, дошла до самых московских верхов. В том числе – до Валентины Терешковой, курировавшей в те времена вопросы материнства и детства в стране. В результате во 2-й детской облбольнице был построен семиэтажный хирургический корпус. И при этом мама была поэтом, писала стихи и очерки. Они были опубликованы в книге «Русановы. Из века в век».
– Явная схожесть с твердой и одухотворенной линией жизни Татьяны Александровны.
– В том и дело. Когда Татьяна Александровна прочла стихи моей мамы, то буквально ощутила духовное родство. Разглядела за твердой оболочкой тонкую и ранимую душу. И положила на музыку стихи Анны Андреевны.
Профессионализм Татьяны Шипулиной высоко оценила Майя Плисецкая, приехавшая на гастроли в Воронеж. Она привезла с собою музыкантов. Но Татьяна Александровна попросила ее: «Послушайте, что мы умеем!» Плисецкая была покорена и с удовольствием танцевала под наш оркестр, которым дирижировала Татьяна Александровна.
– …А из жизни ушла внезапно. Не выдержало сердце. Она была одинока, без наследников. Но главное ее наследие для всех нас – музыка – так и не стало достоянием слушателей. В «подковерные» причины вдаваться не хочу. Но все это до боли несправедливо.
Редакция выражает глубокие соболезнования Татьяне Николаевне Русановой по поводу безвременной кончины ее сына Алексея Русанова – воронежского историка, публициста, коллекционера, главного хранителя Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина…