Зачем людям куклы
Я не театральный обозреватель, и уж тем более не критик. Мой поход на спектакль – это всегда исключительно зрительский интерес. Поэтому хочу поделиться своими впечатлениями с читателями, которые, может быть, также станут зрителями спектакля «Похороните меня за плинтусом» (16+) Воронежского театра кукол «Шут».
Одноименная повесть Павла Санаева вдохновила к постановке не одного режиссера, и неспроста. Спектакли по книге ставились и на провинциальных сценах, и на столичных. Был снят фильм с блистательной Светланой Крючковой. Но вот попытки рассказать историю маленького мальчика, вынужденного справляться с болезненной гиперлюбовью своей бабушки, на языке кукол – явление редкое.
Спектакль поставлен по принципу «люди и куклы», где происходит открытое общение актера и куклы, и они выступают на сцене равными, дополняя друг друга.
Но кукольные двойники даны не всем. Они есть только у главного героя, Саши Савельева, и дедушки Саши (оба в исполнении актера Григория Вахрушева), у бабушки Саши (Елены Киселевой).
Кукла дедушки очень маленькая, соответственно его месту в семье. У него нет даже своего «человека», и его роль исполняет Григорий Вахрушев.
Спектакль построен на любовном треугольнике «бабушка – Саша – мама» (не зря бабушка сама же признается, что ее любовь уродлива), и дедушке в этой борьбе женщин за любовь маленького мальчика нет места, даже кукольному. Трагедию пожилого мужчины, который не раз задумывался о том, чтобы покончить с собой (по книге), но не делал этого только из чувства вины перед женой, режиссер оставляет за кадром, позволив дать ему оценку лишь психически неуравновешенной супруге Нине – он предатель, он виноват в смерти их сына-первенца и в ее болезни.
Сашина кукла оживает в общении с бабушкой – там, где детская психика не в состоянии справиться с давлением взрослого неуравновешенного человека, там, где нужно врать, что он не хочет жить с мамой и ему хорошо с бабушкой. Получается, что как ребенок кулачки сжимает, когда врет – все не по-настоящему. Настоящий Саша – живой, а когда кукла – всего лишь игрушка в руках бабушки.
А вот бабушка-кукла, наоборот, вступает в игру, только когда нужно показать ее настоящую. Взрослый человек может лицемерить, обманывать, изображать из себя добренького и хорошего, кукла же не сможет врать, она постоянна в своей застывшей мимике на плоском лице.
Ближе к финалу, когда Саша сбегает к маме, мы видим еще одну бабушку-куклу – огромного многорукого монстра. Наверное, именно такими дети видят разгневанных взрослых.
У мамы Саши нет куклы, потому что ей не требуется «дублер», который скроет ее эмоции. Она любит сына, любит мать, любит своего избранника («жалкий карлик», со слов взрослых), из-за которого, собственно, родители и прокляли ее. В глазах Саши мама идеальна, ей не нужно врать, изображать что-то из себя, а потому и кукольный помощник не требуется.
Спектакль, поставленный режиссером из Санкт-Петербурга Русланом Кудашовым, смотрится на одном дыхании. Полтора часа без антракта пролетели незаметно. Билеты мы взяли не очень удачно – подумали, что не нужно сидеть близко к сцене, и ошиблись. Но выручили оригинальные складывающиеся кресла, которые позволили сидеть выше и таким образом видеть всю сцену. Такие кресла я бы назвала очень удачным ноу-хау, особенно для маленьких зрителей театра.