Газета,
которая объединяет

В ритме страсти

Аргентинская культура привела воронежскую публику в дикий восторг
Рубрика: Культура№41 (2692) от
Автор: Ирина Лазарева
Сегодня, когда видишь, как мужчина и женщина в танце обжигают страстью друг друга в ритмичных и плавных соприкосновениях, сложно представить, что когда-то танго было исключительно мужским парным танцем и мужчины исполняли его, состязаясь в мастерстве и борясь за внимание женщины; что использовали в этом соревновании пламенный язык тела, а не силу холодного оружия.

Компания Хермана Корнехо привезла на Платоновский фестиваль искусств спектакль «Дикое танго», в котором рассказала, откуда танго берет свои истоки и что в целом представляет собой культура родины страстного танца.

Праздник культуры

Зрители видят синтетическое представление, шоу, наполненное музыкой и движением, акробатическими и цирковыми элементами. Мизансцены, построенные на парадоксальности, противоречивости, порой непривычности, складываются в повествование истории зарождения танго, а также создают объемное представление об аргентинской культуре в целом.

– Мы хотели показать настоящий праздник аргентинской культуры, связанный со всем тем, что идентифицирует наше национальное самосознание. Мы не хотели ограничивать себя только танго, мы хотели выйти за его рамки, поэтому здесь есть место и фольклору, и року, и танго, и милонге, даже народному танцу маламбо, – рассказывает хореограф Херман Корнехо. – Это демонстрирует наш нацио­нальный характер, и поэтому наш спектакль несколько шире, чем сам Буэнос-Айрес, который всегда стереотипно ассоциируется с танго.

Но в этом спектакле не приходится ждать постепенного погружения в историю происхождения танца; ты в одну секунду попадаешь в заготовленную «воронку», под бурную волну эмоций, страсти, которую уже невозможно унять. Только подчиниться. Ты сам – часть этого безумства, большого праздника аргентинской культуры, приплясываешь, сидя в кресле академического театра (площадкой для выступления выбрали Воронежский театр оперы и балета – прим. авт.), а с губ то и дело срываются восторженные возгласы. Впрочем, об одной условности воронежского зрителя предупредили: танго возник в портовых районах, куда женщинам вход был заказан, потому его и танцевали мужчины.

Изюминка –
в живой музыке

С уверенной легкостью, синхронностью, драйвом, аргентинским колоритом танцоры исполняют программму, а вернее, проживают эти два часа, совершенно забыв о том, что они на работе. И это тоже факт, а не догадка или наблюдение, ведь как иначе объяснить то, что и зритель совершенно забывает, что он в театре, а не в Аргентине?

Масла в огонь – в хорошем смысле – подливает еще и вокалист и гитарист Лусиано Басси, который специально для представления в Воронеже выучил несколько выражений на русском языке. Это поддает жару, и любопытно в этой связи, что сам Лусиано называет привезенный спектакль «плавильной печью». Бэнд здесь исполняет музыку известных аргентинских композиторов в разных жанрах: Астора Пьяццоллы, Карлоса Гарделя, Фито Паэса, Чарли Гарсии, – тех, на чьем творчестве выросли современные аргентинцы. И хотя в танго-спектакле музыканты, само собой, не танцуют, без их сопровождения, ставшего неотъемлемой частью представления, показать то же шоу будет преступлением. Во-первых, потому что это – часть замысла, погружение в аргентинскую культуру; во-вторых, потрясающе исполненная живая музыка.

Современный контекст

Постановщик, хоть и говорит об истории танго, также популяризирует танец с помощью средств сценической выразительности, придает действию современный контекст, будучи убежденным, что у всего есть развитие, и танец страсти сегодня не обязательно (по крайней мере всегда) исполнять по устоявшимся классическим канонам. Херман Корнехо показывает, как это может быть сегодня.

На сцене – громоздкие металлические конструкции, являющиеся полноправными участниками действия: танцоры исполняют на них хореографические элементы. Но это не столько для зрелищности, сколько для желания метафорически выразить, что танго не обязательно танцевать в зале; площадкой может стать что угодно – место, где удобно собраться. Костюмы в этом шоу тоже авторские: кожа, джинсовая ткань, пеньюары, шорты – все то, что отражает современный городской стиль.

Подобное сочетание современности и историчности, колоритность горячих и красивых аргентинцев – и мужчин, и женщин, выверенность каждого движения на сцене, высочайший профессио­нализм команды – все это и еще не менее десятка или нескольких десятков высказываний не способны в полной мере выразить все то, что происходило на показах спектакля «Дикое танго» Платоновского фестиваля искусств. Это поистине дикий восторг! Артистов не могли отпустить в течение двадцати минут, они исполнили номер на бис, а зрители дарили им свои неутихающие овации, скандировали, словно на трибуне: «Молодцы!», зажигали фонарики на телефонах.

– Танго – это объятия, но я скажу немного шире: танго – это общение и взаимодействие, которое происходит между людьми. Это могут быть двое мужчин, две женщины, могут быть три или четыре танцора. Совершенно неважно, какого они пола, главное – энергия, которая возникает в процессе этого общения и которой участники действа обмениваются между собой, – говорит Херман Корнехо.

И эти «объятия» в Воронеже получились не просто теплыми, а обжигающими. И даже когда пройдет время, пройдут еще два, три или больше Платоновских фестивалей, у этого «костра» впечатлений еще можно будет согреться.